. . . . . .

 Идея

www.ideafilm.narod.ru

 

кинокомпания

FILM

. . . . . .

авторское и некоммерческое кино

 | Главная страница | Бортовой журнал | Идеи и проекты | Наше творчество | Наши координаты | О компании | О киноклубе | Работа студий | Сотрудничество | Фестивали | Фильмотека | Гостевая книга | Помощь (?) |

. . . . . .

_ДА _БУДЕТ _СВЕТ,  цвет и звук в умных интересных_фильмах! 

. . . . . .

НАШИ РАБОТЫ

Видеоролики

Кадры и фотографии

Описание к фильмам

Отзывы и рецензии

Сценарии

Сюжеты и наброски


Примечание. По сути это мой первый сценарий. До этого была попытка написать другой (для комедии "Сколько стоит ограбление"), но его ого ждала та же участь, что и первые рассказы Яна, главного героя "Неформальной работы". Сценарий был написана летом 2003 под рабочим названием "Своя работа"


Мои сценарии

Комната желаний

Проклятье исчезнувшей ведьмы

Пойдём в кино

Жизнь продолжается

Неформальная работа. Пора узнать больше

Неформальная работа. На серой стороне


Базы сценариев

Сообщество "Оставь свой сценарий" на Rambler планетах

ВГИК 2000. Биржа сценариев


Неформальная работа

Сценарий (1 часть)

Сценарий (2 часть)

Стоп кадры

История фильма

Отзыв: М. Ильина

Видеоролики


Литературный сценарий к фильму

"Неформальная работа"

 

Часть 1
На серой стороне


Явление 1
Ночь. В комнате темно. Включается настольная лампа. За стол садится Ян. Что-то записывает. Выключает лампу ложиться в кровать. Через несколько секунд он вскакивает. Снова включает лампу и что-то записывает. Выключает свет. (Титры № 1). Снова включается лампа. Ян снова что-то пишет. Выключает свет. (Титры № 2). Включается лампа, он что-то дописывает. (Титры № 3).
Наступило утро. Камера снимает лохматый затылок Яна. Он спит лицом к стене. Тишина вдруг резко прерывается какими-то громкими звуками. Ян вздрагивает, переворачивается на другой бок и снова пытается заснуть. Только он смыкает глаза, как заглядывает его мама, Варвара Михайловна. Ян поднимается, садится. Камера общий план.
Варвара: Тебе не надо никуда идти?
Ян: Нет, не надо.
Мама выходит и закрывает за собой дверь. Взъерошенный, он сидит, потом постепенно ложится на спину и закрывает глаза. Проходит несколько секунд. Дверь снова открывается, и в комнату снова заглядывает его мама.
Варвара: Всё, мы пошли.
Ян: Да, счастливо.
Мама закрывает дверь. Ян садится на кровати, надевает правой ногой левый тапочек. Затем левой нагой правой тапочек. Потом он встаёт, смотрит на свою обувь. Камера крупным планом снимает правый тапочек на левой и левый тапочек на правой ноге. Ян делает скрестное движение ногами и переодевает тапочки. Потом он садится на кровать, снимает тапочки и снова ложится спать.

Несколько часов спустя он сидит за столом. Перед ним стоит подставка, на ней листы с записями. Он набирает текст. Камера показывает быстрый переход через коридор на кухню. Там в это время его мама что-то готовит. За столом сидит сестра Яна, Ира. Она ковыряет хлеб.
Варвара: Перестань крошить хлеб. С едой не играют.
Ира: Почему? Я же играю.
Варвара: Я что-то непонятно сказала? Положи хлеб на место!
Ира кладёт хлеб в тарелку и начинает стучать пальцами по столу.
Варвара: Перестань.
Ира начинает возить по столу руками.
Варвара: Ира. Неужели я непонятно сказала.
Ира: Что?
Варвара: Прекратить это делать.
Ира: Прекратить делать что?
Варвара: Играть руками.
Ира: А что мне тогда делать?
Варвара: Иди, скажи Яну, чтобы он шёл есть.
Мама Яна берёт половник и наливает суп, а его сестра вбегает к нему в комнату.
Ира: Иди есть.
Ян: Да, сейчас.
Ира возвращается обратно на кухню.
Варвара: Ну, что он идёт.
Ира смотрит в коридор.
Ира: Нет.
Варвара: Иди, скажи ему, что суп остынет. Я два раза звать не собираюсь.
Сестра Яна снова идёт к нему в комнату.
Ира: Мама просила передать, что суп остынет. Она тебя два раза звать не будет.
Ян: А ты меня позовёшь. Шучу, идем.
Он встаёт и идёт вместе со своей сестрой на кухню.
Варвара: Ира, ты руки помыла?
Ира: Да.
Варвара: Когда?
Ира: Да ещё вчера.
Варвара: Ну-ка, иди мой руки.
Ира вместе с братом вошли в ванну и стали вдвоём мыть руки и играть с мыльными пузырями. Потом они одновременно вытерли руки об одно полотенце и вернулись на кухню.
Варвара: Давай, быстрей ешь, у тебя ещё уроки не сделаны. Ян ты в училище сегодня собираешься?
Ян: Нет.
Варвара: Как нет?
Ян: У меня всего одна пара.
Варвара: Ну и что. Всё равно поезжай.
Ян: Мам, это же глупо. У меня на дорогу больше времени уйдёт.
Варвара: Ни чего страшного.
Ян: (неспокойно) Ладно, если ты настаиваешь, то я поеду. Только, не могу понять, для чего ты меня спрашивала, еду я или нет. Всё равно ты не даёшь возможности выбирать?
Варвара: Потому что мне не безразлично твоё будущее.
Ян: Мам, но там мне не дают тех знаний, которые мне сейчас нужны.
Варвара: Я не думаю, что ты всю жизнь будешь, занимаешься только творчеством. Тебе нужно будет и деньги зарабатывать. А без диплома тебя никуда не возьмут.
Ян: Мам, но...
Варвара: (перебивает) Пока мы тебя кормим и одеваем, ты будешь делать то, что я тебе скажу. Понял?
Ян: Как раб?
Варвара: Нет, как человек, который пока зависит от нас.
Поздний вечером Ян входит в комнату, зажигает свет, кладёт рюкзак, включает компьютер, берёт со стола бумаги и начинает набирать текст. Вскоре входит его мама.
Варвара: Там на плите картошка, в холодильнике салат и котлеты.
Ян: Спасибо, мам. Я попозже поем.
Варвара Михайловна выходит из комнаты. Камера снимет крупным планом, как Ян сосредоточенно и мучительно редактирует текст. Какое-то время спустя его мама снова открыла дверь. Общий план.
Варвара: Может ты вообще, есть сегодня не собираешься?
Ян, ни чего не отвечая, молча встаёт и идёт на кухню. Там он берёт и сваливает всю еду в кучу, быстро съедает и запивает водой. Потом он снова возвращается к компьютеру и погружается в работу. Когда он заканчивает набирать текст, то выключает компьютер, раздевается, выключает свет и ложится спать. В комнате становится темно. Ян встаёт, включает настольную лампу и что-то записывает. Потом выключает свет и ложится. Так повторяется еще два раза.
Утро. Камера снимает лохматую голову Яна, который спит лицом к стене. Мама заходит к нему в комнату. Камера общий план.
Варвара: Семь часов. Тебе пора в колледж.
Ян: Спасибо.
Мама закрывает дверь. Ян садится на кровати и опускает свои ноги в тапочки.

Явление 2
Учебный день Яна подходит к концу. У него последний урок литературы. Молодой учитель Инна рассказывает ребятам о тех ошибках, которые были в их сочинениях. В классе шумно, её почти никто не слушает.
Инна: В целом, должна сказать, работы написаны не плохо. Думаю, теперь вы готовы к экзамену.
Все одноклассники Яна переговариваются друг с другом, хулиганят. А он, молча что-то записывает
Инна: (громче) Конечно, над грамотностью нужно ещё поработать. Ребята, ну что же вы так громко. Вам же скоро сочинение писать, а вы совсем меня не слушаете. Дима и Илья, вам нужно написать ещё несколько диктантов. Влад, тебе нужно закрепить правила по знакам препинания.
Она проходит к Владу, потому что он её не слышит.
Инна: Влад, ты меня слышал? Тебе нужно, обязательно закрепить правила по знакам препинания. А тебе Витя (сосед Влада, которые его всё время отвлекал) нужно будет дома ещё раз повторить правила на чередующиеся гласные. Ребята, ну что же вы себя так ведёте? Если для вас важно написать работу хорошо, настоятельно рекомендую вам прочитать дополнительную литературу, о которой говорила на прошлом занятии… (говорит до тех пор, пока не зазвенит звонок)
Когда прозвенел звонок, учащиеся вскакивают и ломятся к выходу. Ян же продолжал что-то записывать, и только когда уже никого не оставалось в классе он встает и с задумчивым видом направляется к выходу, но Инна просит его остаться.
Инна: Ян, у тебя есть несколько минут?
Ян: Конечно.
Инна: Тогда присядь.
Он садится напротив неё.
Инна: Ян, скажи, что ты решил по поводу своих рассказов?
Ян: Да, ничего. А что я должен был решить?
Инна: Слушай, может быть, сделаем альманах?
Ян: Не знаю. Можно, конечно попробовать. Но, честно говоря, я уже рассказы больше не пишу. Так что, даже не знаю, стоит ли?
Инна: Не понимаю, как ты можешь, так пренебрежительно относится к своим рукописям. У тебя же талант. Ты просто обязан сделать свои работы общедоступными.
Ян: Возможно. Ну, на это, наверное, нужно много времени?
Инна: Нет, не много. Ты просто принеси мне все свои рассказы, выберем лучшие, добавим работы других ребят, потом я их немного откорректирую. Ты посмотришь, выскажешь своё мнение. И альманах будет готов.
Ян: Ну, можно попробовать.
Инна: Отлично.
Ян: Тогда я пошёл?
Инна: Подожди. Я давно хотела у тебя спросить, почему ты пошёл учиться сюда, а не в университет культуры?
Ян: Потому что, мой отец хочет, чтобы я пошёл по его стопам.
Инна: А сам ты чего хочешь?
Ян: Точно не знаю. Но учиться я больше не хочу.
Инна: Почему?
Ян: Много формальной работы приходиться делать. Вот разве нужно здесь было кому-то моё исследования в рефератах. Почему они даже не прочитали мои работы? Просто, проверили наличие, форму, объём, поставили плюс. А потом просто выкинули, даже не смотрели содержание.
Инна: Да такое бывает. Но не из-за этого же ты не хочешь учиться.
Ян: В принципе, да. Честно говоря, просто я считаю, что самообразование даст мне больше, чем ВУЗ. Благодаря компьютеру у меня много учителей, к которым я могу обращаться тогда, когда мне удобно, а не тогда, когда им. К тому же я получаю более объективную информацию. Ведь, сколько людей столько и мнений. Через Интернет у меня хоть есть возможность сравнивать работы различных учителей. А здесь попробуй не согласиться с мнением преподавателя, и тебе сразу же поставят двойку.
Инна: Но зато здесь ты получишь диплом.
Ян: Да не нужен он мне. Пусть лучше меня ценят за то, что умею делать, а не за наличие бумажки, которую себе может купить каждый, кому это совесть позволяет.
Инна: Тяжело тебе придётся в этой жизни. У тебя талант, неординарное мышление. Не дай этому пропасть. Принеси мне свои рукописи.
Ян: Хорошо, принесу. Приведу их в порядок и принесу.
Инна: Буду ждать с нетерпением.
Ян: До свидания.
Он разворачивается и направляется к двери.
Инна: До скорого.
Ян выходит в коридор и направляется к другому кабинету. На встречу ему идут двое ребят. Камера показывает крупным планом их лица.
Один из них: Очкарик идёт.
Второй ничего не отвечает и просто с силой врезается плечо в плечо Яна, который не выдерживает такого удара и врезается в стену. Ребята смеются.

Явление 3
Ира стоит в прихожей и разговаривает по телефону.
Ира: А у меня нет пустой дискеты (пауза). Да поняла. А как мне узнать пустая дискета или нет? (пауза) Да я поняла. Правой кнопкой и выбрать форматировать (пауза). Ну ладно, пока, до встречи.
Сестра Яна заходит в его комнату, встаёт около стола, включает компьютер, вставляет дискету, возит мышкой по коврику, делает двойной щелчок левой кнопкой, один правой и ещё два раза левой. Потом она смотрит на экран и делает удивлённое лицо, упирается рукой в бок и начинает стучать пальцами по столу. Стук становится всё сильнее и сильнее. Так почти минуту она то стучит по столу, то вздыхает, то возит мышкой по коврику. Потом Ира начинает нажимать кнопки на клавиатуре. Наконец, она не выдерживает, направляется решительным шагом к телефону и кому-то звонит.
Ира: Аллё, Аня, по-моему, там что-то не то произошло. Что, ты сказала делать дальше? А после того, как отформатирую? (пауза) А как я это сделаю? (пауза) Да нет там этого (пауза). Сейчас посмотрю.
Сестра Яна уходит в комнату, потом возвращается и продолжает разговор по телефону.
Ира: Там вообще Виндоуса нет (пауза). Ну, так нет. Я, как ты мне сказала, нажала правой кнопкой, выбрала форматировать и нажала (пауза). Да, вроде диск А. (пауза) Ага, поняла.
Ира кладёт трубку, забегает в комнату, нажимает на клавиатуре кнопки esc, смотрит на монитор и нажимает сразу три кнопки alt, ctrl и del. Затем она снова смотрит на монитор и жмёт на reset. Компьютер перезагружается, и на лице Иры появился ещё больший испуг. Она, растерянна и напугана, выключает компьютер, садится на диван, ждёт несколько секунд, а потом снова его включает. После того, как Windows снова не загружается, Ира нажимает кнопку power, вынимает вилку компьютера из розетки, снова садится на диван, обхватывает одной ладошкой другую, наклоняет голову и начинает раскачиваться. Потом она встаёт, включает компьютер и начинает плакать.
Какое-то время спустя в комнату входит Ян. Он кладёт рюкзак, включает компьютер и садится за стол. Смотрит удивленно на монитор, потом встает и направляется решительным шагом к двери. В этот момент в комнату входит его сестра.
Ира: Только ты не обижайся.
Ян: Как это у тебя получилось?
Ира: Просто мне нужно было отформатировать дискету…
Ян: Вот я дурак.
Ира: (испугано) Я же не нарочно.
Ян: Полный дурак.
Ира: (чуть не плача) Я не хотела.
Ян: Вот что, значит, постеснялся спросить свои же дискеты.
Ира: (жалобно, начиная всхлипывать) Не ругай меня, я же случайно.
Ян: Я тебя не ругаю.
Ира: Значит, ты на меня не сердишься?
Ян: А смысл на тебя сердится? Я виноват не меньше, чем ты. Не переживай, ты же не нарочно. Разве ты виновата в том, что твой брат такой глупый? По-моему, нет
Ян сидит, погрузился в себя. Потом вскакивает и звонит по телефону.
Ян: Алло (пауза). Инна здравствуйте, это Ян (пауза). Вы, говорили, что если мне будет нужна ваша помощь, то мы можем поговорить (пауза). Да сейчас (пауза) Договорились, до свидания.
Он кладёт трубку и начинает одеваться. К нему выходит мама.
Варвара: Куда ты. А как же ужин. Для кого я готовила?
Ян: Спасибо, мам, я потом поем. Хорошо?
Варвара: Когда ты придёшь?
Ян: Не знаю.
Варвара: Ну, хоть примерно.
Ян: Около 12.
Варвара: В 12 это слишком поздно. Давай не позже 11.
Ян: Зачем ты спрашиваешь, если всё равно не даёшь возможности выбрать?
Варвара: Ну, опять ты. Я же переживаю за тебя, а ты мне так отвечаешь.
Ян: А что мне ещё остаётся делать, когда так ограничивают мою свободу?
Он открывает дверь и выходит.
Варвара: В 11.
Он закрывает дверь и бежит по лестнице.

Явление 4
Красивый осенний лес. Яркие лесные пейзажи. Ветер играет листвой деревьев. Одинокий листок, кружится, падает вниз и опускается между Иной и Яном.
Инна: И что же теперь всё стёрто?
Ян: Ну, практически всё. Я же после того, как набираю свои тексты, рукописи выбрасываю. Осталось у меня только то, что ещё не успел набрать.
Инна: Ну, а почему же ты не сделал копии на дискетах
Ян: Просто, я свои дискеты все раздал и, как дурак стеснялся попросить обратно. А снова просить у родителей денег на новые дискеты не хотел. Опять бы сказали, что я не слежу за своими вещами.
Инна: Ну, ничего, ничего, не расстраивайся. У тебя всё ещё впереди. Я уверенна, что ты сможешь написать ещё много интересного.
Ян: Да вам легко так говорить. Кусок моей жизни просто выкинут. Кроме того, я подвожу вас, из-за меня теперь не будет альманаха.
Инна: Но ты же не хотел этого, ты в этом не виноват. Зачем ты себя коришь?
Ян: Вы мне так говорите, потому что вы учительница и не хотите расстраивать. А если взглянуть правде в глаза, то я просто подставил вас.
Инна: Не говори так, Ян.
Ян: Почему? Ведь это правда. Я в течение двух недель тянул, не приносил свои работы, потому что стеснялся попросить свои же дискеты. Это же глупость, абсурд. Я так подвёл вас.
Инна: Ну, ты же не знал.
Ян: Ну, какое это имеет значение? Важно то, что я ради альманаха, как говорится, даже пальцем о палец не ударил. И теперь из-за меня вы не сдержите своего обещания. Так что не надо меня жалеть. Я подлец, я подставил вас
Инна: Я тебя уже простила, давай закроем эту тему.
Ян: Ну вот, опять вы меня жалеете. Да не ужели вам не понятно, что ваша жалостливость губит вас. Над вами же в колледже просто издеваются. Мы вам гадим, а вы всё жалеете нас и жалеете. С нам так нельзя, мы не привыкли к тому, что на наше хамство жёстко реагируют. А вы не можете постоять за себя, вот мы и садимся вам на шею.
Инна: А я не хочу вас ругать.
Ян: Ну, тогда, вы просто не сможете работать в училище.
Инна: Да, к сожалению, это беда наших учебных заведений. Большинству детей не нравится некоторые уроки. Но в этом виноваты не только учителя, которые не могут заинтересовать детей, но и сама система образования. Она не даёт детям возможности выбирать то, что им интереснее.
Ян: Ну, при чем тут этот. Я говорю вам о другом. Долго вы будите мириться с тем, что мы издеваются над вами?
Инна: Нет, я последний год доработаю и уйду из колледжа. Но не потому, что я слабохарактерная и не могу проявить жёсткость, а потому что я не хочу этого делать. Потому что я хочу учить тому, что знаю, а не налаживать дисциплину.
Ян: Но, вы же говори ли, что в этом вся ваша жизнь. А теперь, после того, как я вас подвёл, вы собираетесь уходить.
Инна: Ну, об этом не беспокойся, я собралась уходить ещё до того, как узнала о твоём несчастье. А быть учителем – это действительно моё призвание. И после того, как я уйду с работы, всё равно буду продолжать обучать, передавать опыт и знания. Но я не собираюсь это делать авторитарными методами, к которым нельзя не прибегать, оставаясь в этой системе.
Ян: Но а как же вы тогда собираетесь учить?
Инна: Так же, как это делаешь ты. Через творчество. Ведь для того, чтобы учить, не обязательно работать в образовательном учреждении. Сколько в школах педагогов, которые не любят свою профессию. Ты не замечал, что некоторые из нас словно роботы идут по программе и боятся сделать шаг в сторону?
Ян: Кажется, я понимаю, о чём ты. Простите, вы.
Они остановились, и Инна посмотрела прямо в глаза Яна.
Инна: Ты можешь на «ты», ведь сейчас мы с тобой общаемся не как учитель и ученик, а как знакомые, у которых есть общие интересы, увлечения (она дружески похлопала его по плечу). Мы не на уроке, так, что если тебе так удобней, то можешь просто звать меня Инной.
Инна улыбнулась, и он тоже не смог сдержать свою улыбку.
Ян: Согласен. Ведь мы не чужие друг другу люди. Я просто из уважения к вам, то есть к тебе. Но ведь ты и так знаешь, Инна, как я к тебе отношусь.
Инна: Конечно. Честно говоря, мне самой не удобно, что ты Ян меня на вы, а я тебе тыкаю.
И они пошли дальше. Камера снимает их сначала с боку, а потом со спины, как они удаляются и вместе с тем их становится всё хуже слышно.
Ян: Если я тебя правильно понял, то ты тоже пишешь?
Инна: Да, правда у меня пока получается не так хорошо как у тебя…
Камера снимает красивые лесные пейзажи. А потом снова переключаются на Инну и Яна, которые продолжают о чём-то беседовать. Их не слышно, но видно, как Ян жестикулирует руками и что-то оживлённо рассказывает.

Явление 5
Ночь. Красивые пустынные московские улицы в освещении огней. Ян вместе с Инной стоят около подъезда.
Ян: Да ладно тебе. Переночуй у нас. Всё равно уже поздно возвращаться домой. К тому же мой брат уехал и его кровать свободна.
Инна: Нет, лучше проводи меня до метро.
Ян: Да, никуда ты не поедешь. Говорю же, что поздно уже.
Он берет её под руку и подводит к двери.
Ян: Будешь ночевать у нас.
Он набирает код
Инна: А что скажут твои родители?
Ян: Да какая разница, что они скажут. Мы ничего плохого не делаем. И какая они это воспримут не имеет значения.
Они входят в подъезд, и Ян вызывает лифт.
Инна: Не говори так, они же твои родители.
Ян: И что с того? Им нельзя говорить тоже, что и другим людям?
Инна: Но они же тебя вырастили.
Ян: Да, но это не значит, что теперь они имеют права указывать мне, как нужно жить. Если они уважают мои права, то пускай относятся ко мне соответственно.
Инна и Ян выходят из лифта и идут к двери.
Инна: И всё равно мне бы не хотелось быть поводом для ваших ссор.
Ян: Повод при желании можно всегда найти. Так что не переживай по этому поводу и давай заходи.
Ян открывает дверь, в коридоре горит свет.
Ян: Проходи. Только тихо. Тебе тапочки нужны?
Инна: Не-а.
Она отдаёт ему свою куртку. Ян вешает её на крючок выключает свет и идёт вместе с ней в свою комнату.

Наступило утро. Камера снимает две лохматых головы. Мама Яна открывает дверь в его комнату.
Варвара: Яа… (прерывает имя своего сына, удивлённая внезапным появлением учительницы в кровати брата Яна).
Она закрывает дверь, а её сын открывает глаза. Он смотрит на Инну, которая спит на кровати его старшего брата. От его взгляда она просыпается и улыбается, а он начинает одеваться.
Ян: Ну, что мы будем делать дальше?
Инна: Спать и делать этот мир интереснее и добрее
Ян: А что мы вдвоём сможем изменить? К тому же может, нас начнут толковать по-другому, и мы только навредим.
Инна: Может быть и так. Но ты же не будешь просто существовать. Ты же хочешь жить и вносить изменения в жизнь. Не разворачиваться же на пол пути. С кем я дальше пойду?
Ян: На земле живёт много людей.
Инна: Но таких, как ты больше нет. Понимаю сейчас тебе тяжело, плохо, но придёт время, и на твоей улице будет гореть фонарь (смеётся) В том, что случилось с твоим творческим путём можно увидеть и хорошую сторону.
Ян: Какую?
Инна: Ну, ты же только что сам говорил, что теперь тебе не нужно боятся, что с твои рассказы будут неправильно восприняты и принесут вред. Тебе не нужно тратить свое время на исправление ошибок, которые ты допустил. Ты свободен и можешь начинать новую работу.
На этих словах она садится и сидит на кровати укутанная одеялом.
Ян: Когда я слушаю тебя, то всё чаще убеждаюсь, что чем лучше человеку видно хорошее, тем больше он его делает. Тебе хорошо, ты веришь в своё предназначение. И даже, когда противоречишь сама себе, всё равно у тебя получается, что нужно жить и делать добро. А я, вот не знаю, стоит ли мне быть.
Он уже оделся и сел рядом с Инной, которая натянула свитер и взяла Яна за руку.
Инна: Почему ты так говоришь? У тебя так много возможностей. Ты можешь очень много получить от этой жизни. И есть миллионы людей, которые мечтают о том, чтобы оказаться на твоём месте. Почему ты не хочешь воспользоваться тем, что у тебя есть?
Ян: Не знаю, просто мне не хочется делать ничего лишнего. А творчество отнимает у меня все силы. Оно высасывает меня. А что я получаю взамен? Беспокойство. Переживаю, что где-то что-то не правильно сказал, написал. Что мои слова будут неправильно поняты и истолкованы.
Он приближается к ней и хочет поцеловать, но тут входит мама Яна.
Варвара: Хорошо, что вы сюда пришли, Инна, а то Ян уходит куда-то вечером и мне не говорит. Я с ним так намучилась, ну теперь вроде всё в порядке. Теперь хоть буду знать, куда он ходит. Я сейчас буду готовить обед, вы ведь с нами пообедаете?
Инна: Нет, спасибо, мне уже пора ехать домой.
Инна встает и идёт в коридор. Ян за ней, берёт её за руку.
Ян: Почему ты уходишь?
Инна: Мне нужно домой.
Ян: Давай я хоть тебя провожу.
Инна: Не надо, я сама.
Ян: Но почему ты не хочешь, чтобы я тебя проводил?
Инна: Мы и так слишком много времени проводим вместе
Ян: А, по-моему, наоборот мало.
Инна: Мне кажется, что ты забываешь, что я помимо всего прочего ещё и преподаватель.
Ян: Нет, наоборот, я всегда мысленно подчёркиваю, что ты не перестаёшь быть учителем, даже тогда, когда стараешься изменить это представление о тебе.
Инна: Ян, хватит. Из этого ничего хорошего не выйдет. Я не могу быть с тобой, потому что ты мой ученик.
Ян: Ну, вот, наконец-то ты набралась мужества и сказала это. И теперь позволь мне помочь тебе избавится от стереотипа, что учитель и ученик не могут быть вместе.
Инна: Ян, я прошу тебя, не начинай. Иначе я больше никогда к тебе не прийду.
Ян: Хорошо. Тогда я тебе позвоню.
Инна: Да, конечно.
Она подходит к двери, Ян помог ей её открыть.
Ян: Пока.

Явление 6
Ян сидит за столом и что-то пишет. Потом он комкает листок и кладёт его рядом с еще двумя комками, берёт чистый лист и продолжает писать. Через пол минуты к нему заглядывает мама.
Варвара: Тебе Артур звонит.
Ян: Спасибо.
Он берёт телефонную трубку.
Ян: Алло. (пауза) Привет (пауза). Нет, сейчас я не хочу (пауза). Ладно. Вечером сходим. (пауза) Хорошо. Я тебе позвоню. Пока.
Он кладёт трубку, возвращается обратно в комнату и закрывает за собой дверь. Ян садится за стол, заглядывает в листок, и его лицо принимает задумчивый вид. Он что-то записывает. Входит его мама. Она проходит мимо него и выставляет цветок.
Варвара: Как ты думаешь, здесь ему не будет холодно? Он ночью не замёрзнет?
Ян: Не знаю.
Варвара: А ты не слышал, какая будет температура ночью?
Ян: Мам, ты, что не видишь, что я сейчас занят?
Варвара: Что разве так сложно отвлечься и ответить?
Ян: Не знаю я, какая будет погода. Можно мне побыть одному.
Варвара: Я тебе опять мешаю? Почему ты считаешь, что важно только то, что ты делаешь? Я значит просто прислуга? Почему ты относишься к нам так пренебрежительно? Думаешь, что только твоё творчество важно. А всё что делают остальные – это работа быдла? Твой отец работает с утра до вечера и всех нас кормит, а ты. Ну, покажи, чего ты там сделала такого гениального, что так со мной разговариваешь.
Ян: Мам, я не считаю, что моя работа лучше других, но мне очень тяжело сосредоточится на ней, когда ты меня так часто отвлекаешь.
Варвара: Ну, хорошо. Даже если бы я тебя не отвлекала, и ты бы занимался своим творчеством, то я не думаю, что оно прокормило бы тебя. Пора бы тебе уже задуматься над тем, как ты будешь жить дальше, как ты будешь зарабатывать себе на жизнь.
Ян: Мам, но это здесь при чём?
Варвара: А при том, что твой отец вкалывает с утра до ночи и всех нас содержит. А ты даже на себя заработать не можешь.
Ян: Я же ещё учусь.
Варвара: Не смеши меня. Учится он. Что-то не заметно.
Ян: А, по-твоему, учиться значит отсиживать на всех занятиях?
Варвара: Да что с тобой говорить?
Его мама выходит, а он продолжает сидеть с задумчивым видом. Потом Ян встает, проходит по комнате, приближается к столу, заглядывает в листок и начинает ходить по комнате. Затем снова подходит к столу, что-то записывает, садится за стол, смотрит на листок, что-то зачёркивает, опирается лбом на ладонь. В этот момент в комнату заходит его сестра.
Ира: Мама просила тебе передать, чтобы ты сходил в магазин.
Ян молча смотрит на сестру. Она закрывает дверь. Он заглядывает в свой лист, комкает его и отправляет к другим бумажным комочкам. Затем Ян встаёт, выходит из комнаты.

Вечером он снова сидит за столом с задумчивым видом пред листом бумаги, в который он что-то пишет, что-то набирает. И снова открывается дверь в его комнату, и к нему снова входит мама.
Варвара: Тебя к телефону. Ты хоть иногда сам подходи. Почему я всё должна делать? Не понимаю.
Ян: Спасибо.
Он берёт телефонную трубку.
Ян: Да (пауза). Хорошо. Давай через пятнадцать минут...

Явление 7
Камера снимает красивые планы на фоне усадеб и церкви. Ян и его друг Артур идут в сторону леса.
Ян: И что-то ничего не выходит. Как только подумаю о том, что всё начинать с начала. Знаешь, сегодня мама мне сказала: «Ну, покажи, чего ты сделал». И я подумал, что всё, что писал и собираюсь писать – всё это ерунда. Всё это просто слова. Ничего не выходит.
Артур: Не получается, ну и ладно. Может быть это не твоё.
Ян: Да не в этом дело. Я буду писать, хотя бы по тому, что мы с Инной в основном через это и общаемся. Но мне просто кажется, что вся эта писанина всё равно ничего не изменит.
Артур: А ты пиши только тогда, когда тебя пробивает на это. А то всю жизнь проведёшь за столом и ничего не увидишь, ничего не попробуешь в этой жизни. Посмотри, пока мы еще молоды у нас много возможностей. А как мы их используем? Ты сидишь, весь день дома. И лишь изредка выходишь погулять со мной или на рынок сходишь. А тем временем жизнь проходит мимо. Э-эх, какие приключения обрушились бы на нас, если бы ты чаще соглашался на то, что я тебе предлагаю.
Ян: Возможно, ты и прав. Но с другой стороны. Уж лучше сидеть дома и писать, чем колесить по свету не понятно с какой целью.
Артур: Ну, ты же лишаешь себя возможности совершать эти глупости, из которых и состоит жизнь. Словно ты умер, словно у тебя нет чувств, из-за которых люди совершают неповторимое, подчёркивающее их самобытность, оригинальность. Разве такая жизнь тебе не кажется однообразной и скучной?
Ян: Кажется. Но совершая глупости – я не убегу от этой боли. Какая разница, что мы будем делать? Что от этого изменится? Наша жизнь? Ну и что дальше? Какой во всём этом смысл.
Артур: Эх, была бы у нас возможность больше общаться. Мы бы нашли этот смысл. Но у нас своей квартиры нет, остаётся только одно.
Ян вопросительно смотрит на Артура
Артур: Давай банк возьмём!
Ян: Ага, и тогда в тюрьме получим бесплатную жил. площадь.
Артур: А ведь могли бы потрясти жирных толстосумов, сделать ближе к народу. Некоторые из них до сих пор не могут осознать, что на том свете им деньги не понадобятся. Мы могли бы подарить им искренность отношений. Им бы стали говорить правду, не было бы смысла подлизываться. Что-то меня занесло. Ой, ну вот, опять стал говорить банальности и уподобился нашим родителям.
Ян и Артур посмотрели друг на друга и рассмеялись. Перебивка на снежный лес.
Ян: …мы сейчас идём, что-то говорим, а думаю я совсем о другом.
Артур: О чём?
Ян: Мне кажется, что я делаю Инне больно. Она такая добрая, заботливая. Живёт в каком-то своём мире, где всё непременно должно закончится хорошо. Но ведь жизнь она совсем другая. А я вот, лезу своими грязными руками ей в душу. А может не надо трогать её мир? Может, будет лучше, если она будет счастлива в своей реальности?
Артур: Ну, в общем, ты влюбился?
Ян: Да, может ты и прав. Она моя учительница, но при этом такая наивная. Ей кажется, что мы можем изменить этот мир. Сделать его лучше, добрее. Её вера настолько сильна, что порой даже я сомневаюсь. А может она права.
Артур: Да, ты определённо влюбился.
Ян: Я слишком часто думаю о ней, о том, что она мне говорила. И мне постоянно её не хватает. Но она ведь моя учительница. Хотя какое это имеет значение?
Артур: Да, Инна, клёвая, рас уж ей удалось отхватить такой кусок твоих мыслей. Я, видишь ли, хочу поговорить со своим другом, а он тем временем летает где-то в облаках, думает совсем не о том.
Ян улыбнулся своему другу.
Ян: Да, я к привык, что порой даже не замечаю твоего присутствия.
Артур: Это точно, я из кожи вон лезу, что бы сагитировать тебя на что-то интересное и безрезультатно. А ей достаточно только слово сказать…
Артур кладёт Яну руку на плечо. Камера снимает их со спины, как они удаляются и о чем-то дружно беседуют.

Явление 8
Инна и Ян прогуливаются по лесу. Они останавливается. Какое-то время просто молча смотрят друг на друга. Камера крупным планом их лица, взгляд. Потом они продолжают идти дальше
Инна: И всё-таки, мне кажется, что несмотря ни на что тебе нужно продолжать писать. У тебя есть способности, и ты не можешь вот так просто взять и прекратить движение того, что ты осознал.
Ян: Может ты и права.
Инна: Может? Как же мне надоела твоя неопределённость. Давай, наконец, разберёмся, для чего ты пишешь?
Ян: Да, просто фиксирую свои знания и опыт, делюсь переживаниями, общаюсь.
Инна: И много людей общаются с тобой таким путём.
Ян: Ты, Артур, мои родственники.
Инна: Но ведь с Артуром ты и до этого дружил, твои родственники тоже общалась с тобой и без этого. Выходит, что только я так познакомилась с тобой?
Ян: Выходит, что так.
Инна: И что это значит?
Ян: Наверное, что я пишу не для широкой аудитории и не хочу насаждать свои идеи. Может от них будет больше вреда, чем пользы.
Инна: Не говори глупостей. Признайся, что ты просто, что боишься брать на себя ответственность. А, между прочим, в мире столько псевдо литературы, которая куда опасней.
Ян: Возможно.
Инна: Почему ты боишься навредить своей идеологией другим? Ты сомневаешься, что прав?
Ян: Да.
Инна: А в чем?
Ян: Да почти во всём.
Инна: Пока ты сомневаешься, люди питаются пошлостью и цинизмом. Я знаю, твоё творчество часто критиковали родственники. Но они далеко не всегда были правы. Просто они потеряли веру в тебя и в твоё дело. И таким неуклюжим образом стараются проявить свою заботу, научить тебя приспособиться к жизни зарабатывать и жить красиво.
Кто-то проходит мимо и останавливает свой удивлённый взгляд на Инне, которая не заметила, что она не на уроке и говорила очень оживлённо.
Ян: Значит, ты думаешь мне пора искать тех, кто захочет меня читать?
Инна: (оживлённо, с возбуждением) Давно уже пора! Если бы ты сделал это неделей раньше, то, наверняка, сохранилось бы самое ценное из того, что ты писал. Но, а теперь тебя просто узнают сразу как взрослого, будут относиться к тебе более серьёзно.
Ян: Но, по-моему, мои работы никто не захочет издавать. У меня же ни образования, ни имени, ни денег.
Инна: Прислушайся. Ты уже стал говорить, как твои родители. Не теряй надежды, будь более настойчив, и если упал, то поднимайся и продолжай свой путь иначе ты не дойдёшь туда, куда шёл. Преодолевая сложности, ты набираешь опыт и становишься сильней. Да, что я тебе об этом говорю? Я же об этом у тебя прочитала.
Ян: Да, ты права. Мне нужно продолжать делать свою работу. Другую я не смогу делать так же хорошо. Я ощущаю предрасположенность к творчеству, и мне от этого не куда не деться. Мне нужно стать мастером своего дела, только так я смогу сделать в этой жизни хоть что-то стоящее.
Инна: Вот таким ты мне нравишься намного больше.
Ян: И не важно, будут ли меня за это упрекать за то, что я мало зарабатываю или будут втаптывать в грязь критикой. Всё это мелочи, по сравнению с тем, что я могу сделать, если мне удастся реализовать свои способности.
Инна: Ты даже говоришь литературным языком.
Ян: И мне остаётся только один выход.
Инна: Ты поступаешь в университет культуры.
Ян: Нет, я ищу себе заработок, а в свободное время буду писать.
Инна: Но почему ты не хочешь пойти учиться?
Ян: Потому что чувствую, что должен начать делать своё дело не медленно. У меня просто нет времени тягаться с теми, у кого больше денег и знакомств для поступления.
Инна: А вот тут, я с тобой не согласна. В университете совсем другая атмосфера и тебе обязательно нужно попытаться туда попасть для того, что бы стать настоящим специалистом в своей области.
Ян: Не хочу с тобой спорить на эту тему. Быть может, я и буду поступать в университет, но не сейчас, а когда достаточно сильно захочу этого.
Инна: Но ведь чем раньше ты начнёшь учиться, тем раньше ты начнёшь писать лучше.
Ян: Согласен. Но ведь учиться можно не только в ВУЗе. И мне хочется продолжать заниматься самообразованием, обучатся тому, что мне действительно интересно, а не тому, что задают по программе. К тому, же, как я тебе уже говорил, мне не хочется выполнять работы для галочки и учиться для диплома.
Инна: Ох, не легко же тебе придётся. Вечно ты ищешь приключений.
Ян: А без них скучно
Он улыбается и берёт её за руку, и они двигаются дальше. Камера показывает со спины Инны и Яна, которые удаляются в лес, что-то обсуждая.

Явление 9
Инна и Ян сидят на кухне, когда туда входит мама Яна с сумками, полными продуктов.
Варвара: Опять ты Ян не пошёл в училище. Ничего от тебя не требуем, только бы учился, а ты ничего делать не хочешь. Да что тебе говорить? Всё без толку.
Ян: Мам, но ведь ты же сама говорила…
Варвара: Ой, только не начинай. Я уже эту сказочку слышала. Сейчас опять начнёшь философствовать. Всегда, найдёшь себе оправдание, лишь бы ничего не делать.
Мама Яна выходит и закрывает за собой дверь.
Инна: У меня перед глазами картинка. Извозчик тормозит лошадей и насильно стараться усадить в свою повозку человека. Путник отбивается, потому что ему хочется идти по другой дороге. Но извозчику зачем-то понадобилось сажать того, с кем ему не по пути. А вон, невдалеке стоит кто-то и ждёт эту повозку.
Ян: Да, жаль, что мы с мамой так плохо понимаем друг друга. Я говорю, что не хочу учиться в колледже. И теперь к счастью, отец не тащит меня в свою повозку, хотя и продолжает доказывать, что в отличие от меня едет по хорошей дороге. Но ведь я же не спорю, а он продолжает доказывать. Не ужели не видно, что мне не нужен комфорт?
Снова входит мама Яна.
Варвара: Я, конечно, понимаю, интересно разговаривать о высоких материях, но сначала нужно деньги зарабатывать. Ты еще не устал сидеть на родительской шее? Не пробовал спуститься на землю и начать к жизни приспосабливаться. Пойми ты, наконец, что твой юношеский максимализм, он пройдёт, а потребность покушать останется.
Ян: Мам, я уже ищу заработок…
Варвара: (перебивает) И до каких пор нам ждать? Год, два, а может двадцать лет? Тебе уже 18 лет. В твои годы отец уже прилично зарабатывал. Кормить-то ладно, мы тебя пока будем. Но ведь тебе и одеваться нужно по-человечески, а то от тебя будут сторониться, как от бомжа. И за квартиру мы тоже пока платим. Но мы ведь не вечны. Неужели ты не можешь понять, что так жить нельзя? Нужно трудиться и зарабатывать. А ты вечно находишь себе отговорки, чтобы не работать.
Ян: Да ты права. Я уклоняюсь оттого, что ты называешь работой. Но это не из-за того, что мы не хочу её делать. Просто есть дело, которое мне ближе и лучше получается. Зачем же мы будем делать не своё, а кто-то другой так же плохо наше? Пусть лучше каждый занимается своим и становится профессионалом, в том к чему имеет наибольшую предрасположенность.
Варвара: Замечательно придумал. Одни, как твой отец, значит должны вкалывать, каждый день, вставать в семь часов утра и идти на работу. А другие, как ты, вставать в одиннадцатом часу, до обеда что-то писать и фильмы смотреть? По-моему ты так много не заработаешь. По-моему, всё это ты сказал для того, чтобы оправдать свою лень.
Ян: Да я отношусь к числу тех, кто изобретает колесо, потому что тащить лень.
Варвара: Не надо изобретать колесо. Это давно уже сделали до тебя.
Ян: Да. А где же находится это колесо ответа на вопрос в чём смысл всего в целом.
Варвара: Человечество никогда не сможет постичь смысл бытия.
Инна: Простите, но вы можете это доказать?
Варвара: Не понимаю, как вам только разрешили быть учителем? Вас нужно держать подальше от детей. Чему вы их учите?
Ян: Мам, ты можешь доказать, что человечество никогда не постигнет смысла бытия?
Варвара: Есть веши, которые не требуют доказательств.
Инна: Тогда можно Ян не буду доказывать вам полезность того, что он делает?
Варвара: (негодующе) Ну, вы, Инна, горазды цепляться за слова! Хотите, чтобы он стал таким же неудачником, как вы? Вкалывал всю жизнь за копейки? Ты, Ян этого хочешь?
Ян: Да.
Мама Яна не выдерживает, разворачивается и выходит, хлопнув дверью
Ян: Мы не правы, ведь она желает мне добра. Она так проявляет свою заботу, думает, что я буду, счастлив, если обеспечу себя. А тут, ещё ты стала меня защищать.
Инна: Прости, я не хотела.
Ян: Да, я тебя не обвиняю. У тебя, наверное, тоже материнский инстинкт сработал
Инна: Чего? Ну, ты со своими выводами. Хватит шутить. Я же ведь на самом деле переживаю.
Ян: А я серьёзно, хотя и сам тоже переживаю

Явление 10
Инна и Ян сидят на кухне, и что-то записывают в свои тетради. Её брови и плечи поднимаются, руки раскидываются, а уголки губ отодвигаются друг от друга. Ян ставит руку на стол и упирается на неё подбородком. Инна тоже ставит руку на стол и обнимает ладонью лоб. Он протягивает ей свою руку, слегка касается пальцами. Затем их ладони примыкают друг к другу, и они постепенно сгибают пальцы. Тут раздаются шаги. Они расцепляют руки и продолжают писать. В кухню заходит расстроенная мама Яна. Следом за ней входит его отец.
Варвара: Мне хотелось бы продолжить наш разговор. Так дальше продолжаться не может.
Отец Яна кладёт на плечо своей жены руку.
Александр: Не переживай ты так, присядь Ян поставь нам чайник.
Ян встаёт и идет ставить чайник, а его папа усаживает Варю и садиться сам.
Варвара: Саша, объясни им, пожалуйста, что жизнь не так проста, как им кажется. А то сил моих больше нет.
Александр: Да, с ними уже не так-то просто справиться. Вон они уже, какие взрослые. Но почему-то до сих пор не могут осмыслить, что без денег им не прожить. Ну, пора же, наконец, понимать, что для того, чтобы жить, человеку нужна еда, вода, свет. Неужели, нельзя чередовать творческую деятельность с учёбой или работой?
Ян: Я уже начал искать себе заработок, но вы сказали, что сначала мне надо получить высшее образование для того, что бы получать больше…
Александр: (перебивает) Я и сей час также считаю. Потому что мне не хочется смотреть, как мой сын в обносках ходит и питается, Бог знает чем.
Ян: Но мне и так хорошо. Для меня не принципиально, что одевать и что есть.
Варвара: Опять вы за своё! Да поймите же, наконец, что нельзя быть здоровым при таком образе жизни. А здоровье – это самое важное. Все свои нервы истратила, чтобы вам это объяснить.
Александр: Поберегли бы здоровье матери.
Ян: Я стараюсь, как могу, что бы смягчить наше общение. Но учиться для того, чтобы потом хорошо зарабатывать и делать то, что мне не интересно, не хочу. Жизнь слишком коротка для того, чтобы тратить её на иллюзию счастья! Ведь ты же знаешь, что мне нравилось строить с тобой дома, но я чувствую, что моё предназначение не в этом. К тому же, в вашей фирме есть те, кто делает эту работу куда лучше меня. Возможно, они именно для этого и родились. А у меня другая дорога. И пускай я буду бедным и больным, зато буду делать то, что мне нравиться больше всего.
Варвара: (кричит) Да ты подумал, что ты говоришь! Родной матери заявляешь, что будешь бедным и больным!
Александр: Варя успокойся, не надо. Он не это хотел сказать.
Он берёт её за руку.
Александр: Он, сказал о том, что ему лучше недоедать и не допивать, но при этом быть свободным. И это понятно, ведь когда я строю красивый дом, поглощен работой, и для меня тоже важно, чтобы получилось хорошо, что бы заказчик был доволен моей работой. И я тоже могу забывать о том, сколько мне заплатят. Хотя, как правило, за хорошую работу платят хорошо.
Варвара: Но ведь ему же не будут платить, за то, что он пишет. Он так и говорит, что ему не важно понравится ли другим его работа или нет. Он даже не собирается брать деньги за то, что напишет, потому что, видишь ли, творчество не продаётся.
Александр: А на что же он тогда жить собирается.
Ян: Если вы не забыли, то я ещё здесь. И на ваши вопросы отвечаю так. Я вижу только один выход, здесь я буду работать, а где-нибудь в другом месте зарабатывать.
Александр: Интересно и где же ты собираешься зарабатывать?
Ян: Я ещё пока и сам не знаю. Хочу найти посуточную работу. Ну, например, как Виктор Цой работать кочегаром сутки через трое.
Александр: И чего? Всю жизнь собираешься кочегарить?
Ян: Если это позволит мне в остальное время быть свободным…
Варвара: (перебивает) Но ведь тебе когда-нибудь нужно будет жениться. И тогда, твои дети будут голодать из-за того, что ты недостаточно зарабатываешь.
Инна: Может быть, к тому времени он уже будет известным писателем.
Варвара: Ей богу, вы живёте какой-то мечтой. А на жизнь нужно смотреть реалистично. Вот сейчас я вижу, что ты не зарабатываешь, не учишься, а твой отец работает на двух работах с утра до ночи.
Александр: В общем, так. Мы решили, что пока ты живешь с нами, ты будешь ходить на все занятия и делать, все, что тебе там зададут, до тех пор, пока ты не найдёшь заработка. Рас уж тебе так не терпится всю жизнь проработать кочегаром.
Варвара: А лучше, пока не поздно, одумайся, получи образование и живи нормальной жизнью.
Ян: Пап, спасибо тебе за понимание. Мам, и тебе тоже спасибо за совет. Но у нас с тобой разное представление о слове жить. То, что ты мне предлагаешь, каждый день вставать и ходить на работу, которая мне не интересна – для меня это просто существование.
Варвара: Выходит, что, по-твоему, мы с твоим отцом просто существуем, не понимаем, как нужно жить, а потому вкалываем.
Ян: Нет, мам, я такого не говорил. Все люди разные. У одних счастье в том, чтобы строить дома, у других – хранить домашний очаг, у третьих – писать.
Варвара пытается вскочить и выбежать. Александр продолжает держать её за руку. Она пытается вырваться, а он обнимает её.
Александр: Варя, ну не надо, успокойся.
Варвара: (плачет) Я выгляжу, как полная дура. Как будто я злодейка какая-то. Ну, почему так. Почему вы не можете меня понять.
Мама Яна не выдерживает и начинает плакать. Александр утирает ей слёзы, она прижимается к нему. Он гладит её по голове.
Александр: Варя, не надо, я тебя понимаю, я тебя понимаю…
Экран постепенно темнеет, и на нём появляются титры № 4

<<< в начало раздела <<< перейти  >>> к следующей части >>>


Найти: на:

Сайт создан в системе uCoz