ПОМОЩЬ, СПРАВКА
Как работает сайт
Особенности
версии
Полезные программы
Учебная литература
Курсы "Мосфильма"
Киношкола "МостFILM"
|
Наверное, у
каждого свой взгляд на одни и те же вещи, поэтому мне не стоит жалеть тех, кто
не может разделить со мной мою радость, возбуждающую воображение, и мешающее мне
уснуть. Возможно, это как-то связанно с моими биологическими часами и тем, что
перехожу на новый режим, но меня посреди дня клонит в сон, а ночью не могу
уснуть, потому что начинаю обдумывать о том, что предстоит мне на будущий день.
А может, это нормальное состояние для человека одержимого творчеством. Не знаю,
в общем, почему я прибываю в каком-то странном состоянии, но мне кажется, что
всё это как-то связанно с курсами на «Мосфильме».
Когда мне позвонили и сказали, что я зачислен, то мне всё как-то не верилось,
что вот так вот просто у меня появилась возможность не просто услышать, а вести
диалог с теми, кто работает в большом кино. Когда я ехал на первое занятие то,
мне всё казалось, что меня с кем-то перепутали, потому что на собеседовании же я
говорил что-то невнятное, расплывчатое. И как-то тяжело было выключить логику, и
поднимавшиеся в моей памяти воспоминания о подготовке к поступлению во ВГИК,
куда мне так и не удалось попасть, не смотря на то, что было вложено столько
сил. А тут вдруг, без какой-либо подготовки, после нескольких вопросов зачисли.
В тот день, когда было собеседование, вместе со всеми остальными я стоял и шутил
в коридоре «Мосфильма», на самом же деле был погружён в мысли о том, как буду
писать, что очередная попытка получить образование потерпела неудачу, потому что
в большом кино, как правило, балом правят большие деньги и связи. А на обратном
пути, я ехал мимо цирка, где не так давно работал в охране вместе с двоюродным
дедушкой. Мне захотелось его увидеть, но была не его смена. И в этот момент я
вдруг ощутил, какую-то взаимосвязь между этим местом мной, дедушкой и кино. Не
знаю, как это объяснить, но когда я готовился к поступлению во ВГИК, то мы были
близки. В дни, когда мы дежурили, у меня был прилив творческих сил, и теперь,
мне так хотелось поделиться с ним, тем к чему в результате меня привели мои
желания и стремления. Конечно, «Мосфильм» это не ВГИК и ассистент режиссёра по
реквизиту это не режиссёр, но всё же возможность учиться у профессионалов,
которые столько сделали в кино.
Со школы я бредил кино, семь лет я играл в театральной студии и студенческом
театре, преподавал актёрское мастерство и вёл видеокружок, открыл свою компанию
для видеолюбителей, снимал и монтировал фильмы по своим сценариям. На протяжении
всего этого времени я чувствовал, что моё творчество не воспринимают всерьёз,
что мне не хватает образования для того, чтобы мои идеи могли обретать такую
форму, которая была бы интересна людям.
И вот, настал первый день обучения, который начался с объяснения правил,
заполнения каких-то бумажек. Точнее, с этого началось наше взаимодействие с
теми, кто ведёт курсы, потому что до этого была дорога, переживания и ожидания.
Но всё это кажется незначительными событиями в сравнении с тем, что произошло
после того, как формальности остались позади. Не знаю, как это лучше объяснить,
но если вы представите себе, что встретили человека, которому не просто нравится
тоже дело, что и вам, а профессионала, который любит свою профессию. А ещё
лучше, вспомните, бывало ли у вас так, что вам хочется чем-то поделиться, но вы
не можете это сделать, потому что другим это не будет интересно. Или, к примеру,
вы что-то создаёте, а те, кто вас окружают, не могут оценить ваш труд. И
внезапно вы оказываетесь среди людей, которые могут наслаждаться вашей работой.
Вот, примерно, такие ассоциации у меня возникли, когда я слушал нашу первую
лекцию, видел, как внимание нашей группы было приковано к Ожеговой Екатерине
Трофимовне, которая рассказывала нам не только о своей работе в кино, но и
останавливалась на том, для чего нужна наша будущая профессия, и какой в этом
кайф. В общем, я просто слушал и наслаждался выступлением человека, в котором я
ощущал своего единомышленника.
Такой вот, воодушевлённый я предложил нашей группе всем вместе снять фильм о
курсах. Никто не возражал, но и помощи тоже предлагать не стали. Как говорили,
Екатерина Трофимовна: «Не потому что они плохие, а потому что погружены в свой
проблемы и не заметили что мне нужна их помощь». Изо дня в день я тщетно пытался
подвигнуть однокурсников на написание сценария (сейчас понимаю, что, возможно,
это получилось бы, если бы я вместо того, чтобы говорить громкие слова, просто
попросил у каждого выполнить тот или иной участок работы). В общем, не
получилось у меня разжечь пламя, хотя дыму напустил много.
Месяц спустя набрали группу художников-декораторов. У них был куда более весёлый
коллектив, а потому там получилось куда больше. Вместе с двумя Машами мы начали
писать сценарий, но запала хватило только на несколько сцен и обсуждение того,
как здорово было бы снять фильм. Нужна была яркая форма для выражения идеи,
которая привлекла бы внимание. Но её у нас не было, а потому, руководствуясь
принципом «Можешь не писать – не пиши», я решил, что буду делать фильм
интуитивно. К тому же в киноклубе и сценарной лаборатории «Против потока», в
которую я тоже каким-то чудом был зачислен, было много интересного. Я был
буквально вдавлен в творческую атмосферу, в меня вливались знания о кино,
которые можно было сразу же опробовать на практике. Учебный процесс достиг своей
апогеи во время мастер-класса В. Ю. Абдрашитова. В тот период, я ходил не
выспавшийся, уставший, но сила его личности, его способность делиться своим
опытом на столько задели меня, что забыв про сон я сидел до 4 утра, а потом
поспав немного снова с энтузиазмом погружался в обучение.
В. Ю. Абдрашитов за несколько часов не только вдохновил на новые свершения и
открытия, но и предоставил не мало аргументов, подтверждающих полезность
альтернативного образования, которая мне так дорога. Он не однократно
подчёркивал, что нет универсальных методик для того, чтобы любой мог стать
сценаристом или режиссёром. Но самообразование, просмотр и разбор картин с точки
зрения сценарной работы дают куда больше, чем изучение теории. Вспоминая
мастер-классы К. Г. Шахназарова, который тоже говорил о том, что нет таких
рецептов, по которым можно сделаться выдающимся режиссёром или сценаристом, и
сопоставляя это с тем, что он сделал я всё больше убеждался в том, что нужно
открываться «информации из космоса» и не привязываться к своим представлениям о
том, каким должно быть твоё будущее. Всё предусмотреть не возможно, но если ты
открыт, то сможешь пропустить через себя больше жизни, быстрее расти не только
профессионально, но и духовно.
В общем, пробиться в «большое кино» не сложно. Просто для этого не стоит
зацикливаться на стандартном пути через ВГИК. Конечно, не мне судить о том,
какое образование даётся там, но преподаватели этого ВУЗа неоднократно
подтверждали, что те, кто горят кинематографом, куда больше получают через
самообразование, чем студенты, которые пришли за дипломом. Поэтому в кино, как и
в любом другом виде искусства есть слабые люди, которым нужна слава, богатства и
власть, и есть сильные, которым не могут не творить, потому что любят кино.
Первые обычно рассказывают о том, что они вынуждены снимать для зрителей, а
вторые просто делают СВОЁ дело и наслаждаются жизнью.
|