НАШИ РАБОТЫ
Видеоролики
Кадры и фотографии
Описание к фильмам
Отзывы
и рецензии
Сценарии
Сюжеты и наброски
Примечание. Работа над
2 частью осталась незаконченной (8 явление не было
дописано), потому что я ощущал, что съёмки будут остановлены после 1
части. Теперь я собираюсь
использовать материала из моего видеодневника, потому что они более
правдоподобно расскажут о дальнейшей судьбе Яна. Так что у фильма
будет совсем другая развязка.
Мои сценарии
Комната желаний
Проклятье исчезнувшей ведьмы
Пойдём в кино
Жизнь продолжается
Неформальная работа. Пора узнать
больше
Неформальная работа. На серой
стороне
Базы сценариев
Сообщество "Оставь свой сценарий" на Rambler
планетах
ВГИК 2000. Биржа
сценариев
Неформальная работа
Сценарий (1 часть)
Сценарий (2 часть)
Стоп кадры
История фильма
Отзыв: М. Ильина
Видеоролики
|
Литературный сценарий к фильму
"Неформальная работа"
Часть 2
Пора узнать больше
Явление 1
Инна и Ян убираются в комнате.
Инна: С чего начнем?
Ян: Не знаю. Просто будем отсекать всё лишнее?
Он кладёт комки бумаги в пакет
Ян и Инна: Пока не поймём своего предназначения.
Инна: Ну, так не честно, ты читаешь мои мысли.
Ян: А ты читай мои.
Он отдает ей пакет и продолжает уборку. Она пристально смотрит на
него через пакет.
Инна: Хорошо сейчас попробую. Та-ак. Вот, мы начинаем делать то, что
свойственно нашей душе, и это расходится с тем, что от нас ждали
другие. Вроде всё начинается как обычно, ты садишься и пишешь
повесть или рассказ, но вдруг, начинаешь ощущать, что он не
отражает того, чего ты хочешь передать. Ты начинаешь его менять,
редактировать, но всё равно остаёшься недоволен, чувствуешь, что это
что-то не то. Ты не можешь выразить того, что так тебя тревожит, и
начинаешь искать новые формы творчества. Ты даже предлагаешь мне и
Артуру создать творческий альянс единомыслия или, может бить снять
фильм. И при этом у тебя все равно остаётся ощущение, что ты здесь
для чего-то другого.
Ян: А ведь действительно хотел предложить тебе и Артуру снять фильм,
но не стал этого делать, потому что действительно ощущал, что мы
могли бы сделать нечто большое.
Инна: Нет, это ужасно.
Ян: Что ужасно?
Инна: У дураков мысли сходятся:).
Ян: (смеясь и переходя на шепот) И как у тебя это получается?
Инна: Что получается?
Ян: Быть такой.
Он попытался её поцеловать. Но она отталкивает его.
Инна: Не надо, я тебя уже просила.
Ян: Прости.
Инна: Я хочу, чтобы мы были только друзьями, и прекрати на меня так
смотреть.
Ян: Но почему?
Он отвернулся, она взяла его за руку.
Инна: Не обижайся. Дружба – это уже не мало.
Ян: Да, дружба – это очень много, но мне тяжело сдерживать свои
чувства.
Инна: А ты представь себе, что я замужем...
Ян: Прости, просто у меня не всегда получается скрывать свои
желания.
Инна: А ты старайся, как я переключаться на что-то более сильное.
Вот что тебя тревожит больше всего.
Ян: Не знаю. Наверное, моё предназначение. Или скорее смысл всего в
целом.
Инна: Вот, эти стремления объединяют нас. И они куда сильней
укрепляют наши отношения, чем что-то другое. Мы с тобой мыслители и
для нас главным является постижения смысла всего в целом. Помнишь,
как ты мне это говорил?
Ян: Да помню. Но ты мне так нравишься, что я не знаю как себя вести.
Мне словно хочется тебя съесть. Мне хочется быть рядом с тобой. Но
мне не достаточно дружбы, я хочу любви.
В этот момент входит мама Яна.
Варвара: Инна, как ты считаешь, мне эта кофточка идет? Можно в ней
на работу идти?
Инна подходит к маме Яна и смотрит на кофточку оценивающим взглядом.
Инна: Да, конечно, можно. Она вам очень идёт.
Варвара: Ты серьёзно?
Инна: Конечно.
Варвара выходит и закрывает за собой дверь.
Ян: Интересно, почему не все люди ощущают потребность в постижении
смысла их жизни?
Инна: А может быть, они на самом деле просто прикидываются, что им
это не интересно.
Ян: Может быть и так. Значит либо они хорошие актёры, либо дураки.
Инна: Не будь ты так категоричен. У каждого свой смысл жизни.
Ян: Может быть. Но у нас у всех, как у человечества, смысл общий. И
для меня является странным, как некоторым, даже я бы сказал многим
людям удаётся не задумываться для чего мы живём, для чего этот мир и
вообще всё.
Инна: Все люди разные. Кто-то думает об этом. Кто-то о чём-то ещё.
Ян: Да. Но для меня всё равно остаётся загадкой, как людям удаётся
так много времени уделять суете и при этом не думать о том, для чего
всё это. У меня порой возникает такое ощущение, что под физической
оболочкой человека скрываются абсолютно разные существа. Первая
категория – это те, кто умеет самостоятельно думать. А вторая решает
только те задачи, которые в них заложены какой-то программой.
Инна: (шутливо) И судя по тому, как ты заумно говоришь, досталось не
твоё тело.
Ян: Да, у меня должна была быть покладистая борода или, по крайней
мере, очки и умудрённое лицо. Ты отшучиваешься, говоришь о
стереотипе человека, который умеет думать самостоятельно.
Инна: В твоём понимании о первой категории.
Ян: Но ты же понимаешь, что это я условно назвал её первой. Она
может быть и второй и десятой.
Инна: Вот, после таких условностей и возникает расизм. Кто-то
начинает относить к более высокой категории или расе.
Ян: А я с тобой и не спорю. Но мне же хотелось с тобой обсудить
совсем другую тему. Тебе не кажется, что под телом человека порой
скрываются машины, которые как и мы из плоти и крови. Но при этом у
них нет потребности искать ответа на вечные вопросы.
Инна: Не все устроены так же, как и ты.
Ян: Да нет. Я говорю о другом. О том, что мне кажется нелогичным,
что человек столько времени уделяет своему материальному положению и
так мало духовному росту.
Инна: Это тебе только кажется.
Ян: Но тогда, почему, когда я обсуждаю с людьми какой смысл всего в
целом, они не хотят со мной говорить об этом.
Инна: У них помимо этого есть и другие дела. Или просто с тобой об
этом они говорить не хотят, а с кем-то ещё говорят. Поэтому просто
возьми какую-нибудь философскую книгу и не преставай к людям со
своими вопросами.
Ян: Рас уж ты заговорила о книгах, то мне не понятно почему люди так
часто читают всякую глупость или всё подряд, и тогда на умные книги
у них просто не остаётся времени.
Инна: Ну, мы же не можем наперёд знать, что написано в той или иной
книге.
Ян: Но ведь большинство книг можно сразу отложить в сторону,
достаточно взглянуть на обложку.
Инна: Ты меня ещё спроси, почему люди смотрят телевизор.
Ян: Почему?
Инна: Может быть, всё это даёт им иллюзию счастья.
Ян: Но ведь они же знают, что это всего лишь иллюзия.
Инна: А может быть нет
Явление 2
Ян с Инной встречают Артура.
Артур: Привет.
Инна: Привет.
Он протягивает руку Яну, и тот пожимает её. В этот момент мимо них
проходит загадочный гимнаст. Теперь он в очках, его волосы
взъерошены.
Артур: Ну, сколько у вас времени.
Ян: Пару дней мы можем смело потратить.
Артур: Тебе же завтра утром в колледж надо ехать.
Ян: Нет не надо. Я там больше не собираюсь учиться. Буду заниматься
самообразованием. Надоело складировать в своей памяти то, что может
быть, когда-нибудь пригодится.
Артур: Ты нашёл себе заработок.
Ян: Да я теперь работаю в охране сутки через трое.
Артур: Как и хотел. Ну здорово. Инна, а ты случайно не передумала
насчёт работы? А то я недавно познакомился с девушкой, которая в
стриптиз клубе работает. Они там с 9 вечера до 6 утра, а зарплата
30-35 тысяч в месяц.
Инна: (шутит с долей шутки) Да, там бы я за месяц заработала больше,
чем за год работы в колледже. Но боюсь, мои родители не одобрят
этого.
Артур: Эх, а я бы не прочь туда пойти, за пять лет смог бы накопить
на квартиру. А торговать визуальными особенностями своего тела,
по-моему, куда пристойней, чем совестью.
Инна: Да. Почему-то в нашей стране получается, что ты либо
работаешь, либо зарабатываешь.
Ян: Так что нам нужно попробовать сначала создать что-то своё. Надо
попробовать создать что-то своё. Нужно начинать работать и делать
то, что у нас получается лучше всего остального. Только так мы
сможем чего-то добиться в своём деле. И ради этого я готов
пожертвовать своим материальным благополучием и спокойствием родных
и близких.
Артур: Ну, ты и сказал. А если это никому не будет нужно?
Ян: Если наш труд не будет востребован этой матрицей, то я всё равно
не отступлюсь от своего предназначения, оттого, что во мне заложено.
Я не хочу стать как и большинство, такой же примитивной программой,
которая способна двигаться только туда куда её направляет рамки
окружения, традиции и устои общества, инстинкты и прочие примитивные
установки. Я слишком устал от этого существования. И уж лучше
умереть, чем постоянно заниматься самообманом и находится в мире
иллюзий.
Артур: (шутливо) Ничего не понял, но всё равно согласен :)
Ян: (улыбаясь) Балбес. Я говорю о том, что перед нами есть выбор.
Либо мы остаёмся самими собой и в свободное от заработков время
занимаемся тем, что просит наша душа то, что нужно для нашего
духовного роста, не обращая внимания на быт. Либо мы ищем кому бы
себя подороже продать и стать успешными.
Артур: А если моя душа просит пива?
Ян: Ты не устал от примитива?
Артур: Что пошутить уже нельзя?
Ян: А это уже намного сложней рифмовать.
Артур: Я хотел сказать, что для того, чтобы удовлетворить душевные
потребности, мне всё равно деньги нужны.
Ян: Значит они материальны?
Артур: А ты можешь снимать фильм без техники?
Инна: Вот те раз.
Артур: Чего ты?
Инна: Спроси у Яна. Он хотел нам предложить тоже самое.
Ян: Нужно срочно организовать клуб дураков, у нас постоянно мысли
сходятся.
Артур: Чур, я буду главным.
Инна: А мне тогда саму большую зарплату.
Ян: А работать мне опять придётся одному? Нет, пускай в роли народа
теперь кто-нибудь другой играет.
Явление 3
Инна, Артур и Ян сидят на кровати за столом, заваленным бумагами и
увлечённо обсуждают свою работу.
Инна: Причина того, что человек совершает зло в его воспитании.
Артур: Ян, стоит мне о чём-то подумать, как она об этом уже говорит?
Ян: Ну, с этим уже ничего не сделаешь, привыкай.
Инна: Потом можно будет рассказать о огромном зле из-за слепой веры,
псевдовоспитания и зомбирования. А затем о способах противостояния
ей.
Артур: И о том, как люди, живущие не по совести прикрываются
законами общества, что бы не нести наказание. О том, как используют
веру и религию, как форму управления массовым сознанием. Об
искажении сути при неправильном толковании. И о том, как подлецы
пользуются всем этим в корыстных целях, обманным путём заставляют
людей хотеть совершить зло.
Ян: Другими словами о достоверности информации?
Артур: Ну, да.
Ян: Тогда сначала нужно создать систему, которая позволила бы
ориентироваться в мире информационных потоков. При этом надо
учитывать, что не вся достоверная информация нам нужна. Следует
защититься от социального мусора.
Инна: Думаю, вообще стоит поместить туда только объективную
информацию.
Ян: Но ведь мы сами субъективны.
Артур: Значит нужно писать только аксиомами, и не использовать догм.
А чтобы легче было ориентироваться, нужно разбить всю информацию на
разделы.
Ян: Как ты себе это представляешь? Ведь всё в мире взаимосвязано и
одна и та же информация может сразу относиться к нескольким
разделам. Мы просто напоремся на те же грабли, которые возникли при
создании наук.
Инна: Да и эти науки дети потом изучают в школе. Но там эту проблему
решили очень просто. В департаменте образования решают, что ребёнку
нужно, а что нет, сколько он должен знать, сколько и чему учиться. А
если дети начинают осознавать, что им какая-то информация не нужна,
что они не будут ей пользоваться в дальнейшем, то им говорят, что
это нужно знать для расширения кругозора. Ну, скажите мне, зачем нам
знать, как вычислять синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы, если
мы не пользуемся этими знаниями? А на нужные знания не остаётся ни
сил, ни времени.
Артур: А откуда тебе знать какие знания нужные, а какие нет?
Инна: В данном случае под нужными знаниями я подразумеваю те,
которые человек собирается использовать, которые позволяют ему
двигаться дальше в том направлении, в котором он хочет.
Артур: Но ведь для того, чтобы выбрать, куда идти всё равно нужно
расширить свой кругозор. Этим школа и занимается.
Инна: Согласна. Но только скажи мне, пожалуйста, почему расширением
кругозора занимаются столько лет, неужели у всех детей он появляется
одинаково, только после того, как они будут знать школьную
программу? Почему ребёнок не может сам выбирать, когда ему
достаточно расширяться. И почему вместо того, чтобы погружаться в
то, что ему интересно, он должен учить то, что утверждено
программой, которая сделана людьми, которые словно не знают что
такое индивидуальность? Почему знание школьной программы
обязательно? Какое право мы имеем насаждать ребёнку что-то насильно?
Артур: Ну, если мы этого делать не будем, то общество станет тупым.
Инна: Не согласна с тобой. Просто если процесс обучения будет для
школьника интересным, за счет того, что он будет выбирать, что ему
по душе, то он сам будет стремиться ходить в школу.
Артур: Но если он будет изучать только то, что ему нужно, то он
станет однобоким.
Инна: Скорее мастером в своем деле. А ты как думаешь Ян.
Ян: Для того, чтобы у него было больше шансов стать мастером у него
должны быть хорошие учителя. И они должны учить его своему предмету.
Поэтому предлагаю вернуться к тому для чего мы здесь, а не обсуждать
недостатки системы образования.
Инна: Но ведь всё взаимосвязано…
Раннее утро, звонит будильник, Ян встает, умывается, завтракая,
что-то записывает, выбегает на улицу, идёт по дороге,
останавливается и снова что-то пишет, едет в метро и снова делает
записи. Потом приезжает на работу и заступает на дежурство вместе со
своим напарником.
Володя:
Явление 4
Вечер, Артур, Инна и Ян продолжают работать.
Ян: Итак, получается, следующая классификация. Всё делится на
материальное и не материальное. Материальное - на живое и неживое.
Соответственно сюда идут все вот эти науки, сюда эти, а сюда эти.
Здесь остаётся ряд в разрез пространства от Астрономии до химии, а
на всё остальное получается у нас философия.
Артур: Давай на этом скелете остановимся, и распределим, кто, что
будет расписывать, а то меня дома ждут.
Инна: Подожди сначала нужно определиться с формой, чтобы лишнюю
работу не делать.
Артур: Да ладно, просто будем собирать аксиомы тех наук, которые нам
достанутся.
Ян: Нужно ещё сделать так, чтобы каждая последующая аксиома вытекала
из предыдущей, что бы было видно, где переход из одной науки в
другую. А это не так-то просто. Вот попробуй классифицировать все
свои знания.
Артур: Да запросто, у меня всё по полочкам разлаженно.
Инна: Но ведь это деление условно. Мы же только что над
пространственным рядом бились. И теперь он у нас начинается из
химии, через биологию и географию до астрономии. Но ведь это всё
относительно человека и размера физических тел. А если взять
относительно чего-то или кого-то еще.
Артур: А зачем? Будем брать только относительно человека. Так мы
отсеем всё лишнее.
Инна: Отсеем всё лишнее? Ха! Нет, подожди сначала нужно определить
относительно какого человека, потому что каждый из нас индивидуален,
и не на всех, например, законы психологии или медицинские лекарства
действуют одинаково. К тому же люди живут в разных условиях. Поэтому
нужно уточнить относительно кого человека эта классификация.
Допустим, можем ли утверждать что у человека две руки или две ноги.
Ян: Утверждать то мы можем. Но это не будет являться достоверной
информацией в том случае, если мы не укажем, что речь идёт об
относительно здоровом человеке. Тут ни чего не поделаешь. Все
относительно, даже теория относительности относительна.
Инна: При этом вся эта работа делается относительно нас для того,
что бы понять свое предназначение, которое в свою очередь всё равно
будет для нас относительным до тех пор, пока мы не постигнем смысл
всего в целом.
Артур: Погодите, погодите. Я что-то пропустил? По-моему мы просто
хотели создать систему, которая позволила бы нам ориентироваться в
информации, проверять её объективность и достоверность?
Ян: Это для нас всего лишь промежуточная задача в пути к постижению
смысла всего в целом.
Артур: В таком случае должен сказать вам следующее. Во-первых, на
этот вопрос отвечает религия. Завтра принесу вам книги и никаких
отговорок. Во-вторых, я согласился только на разработку системы,
позволяющей определять достоверность информации и ориентироваться в
информационных потоках, сводя к минимуму засорение сознания человека
социальным мусором. В-третьих, я согласен двигаться с вами в этом
направлении только после того, как вы осознаете, что приближаться к
ответу на тот вопрос, который вас интересует больше всего, нужно
через общение с Богом, потому что это можно найти только там.
Ян: Вот и отлично. Если это можно найти только там, то тогда тебе не
надо нести нам свои книги. Конечно, мы разными словами называем
процесс погружения в мир духа. Мне ближе слово рефлексия и
погружения вглубь себя, а тебе общение с Богом. Но смысл в этом
един. Если я не прав, то пусть Инна поправит меня.
Инна: Я вижу, как сильна его вера в Бога, Вселенский разум, Абсолют.
Для нас не столь важно, каким словом его называть, потому что мы
верующие, но не религиозные. Мы относимся к числу тех, кто уважает
религиозные убеждения других людей, но сам не религиозен, поскольку
не со всеми обрядами и традициями согласен. Зачем нам быть плохими
православными или мусульманами, когда мы можем быть хорошими
вольнодумцами или мыслителями?
Ян: И мы готовы через искренность и истину, т.е. достоверную и
объективную информацию найти дорогу к Богу.
Инна: И помогать другим в этом.
Артур: Всё! Довольно. Я уже больше не могу воспринимать информацию.
Мы вторую неделю бьёмся без передышки. А что толку? В общем, нам
всем нужен отдых.
Он направляется к выходу. Ян идёт за ним, Инна замыкает.
Ян: Ты прав. Нам нужно взять тайм аут, и тогда после мы сможем более
трезво оценить всё это.
Инна: А я пока ещё не устала.
Артур: Ага, ты просто меньше всех здесь. В школе отдыхаешь.
Инна: Ну, если воспринимать смену рода деятельности как отдых.
Ян: Нет, мне кажется, Артур прав. Не стоит так суетиться.
Инна: А ты думаешь, что мы суетимся.
Ян: Да, мне кажется, что у нас слишком много теории, которую нужно
закрепить, прежде чем двигаться дальше. А то потратим столько
времени на ложный путь.
Артур: Согласен. К тому же жизнь – это не только работа. В коем-то
веке я, наконец, нашёл интересную девушку. В общем мне нужен отдых.
Ян: Ну, давай, удачи.
Он жмет своему другу руку, и Артур идет, вызывает лифт.
Явление 5
Тем же вечером Ян и Инна продолжают работать.
Инна: Да, если нам удастся осуществить хотя бы малую часть
задуманного, то в образовании произойдут координальные изменения.
Как думаешь?
Ян: Я думаю, что ты самый интересный человек, с которым мне
когда-либо приходилось общаться.
Инна: Представляешь, благодаря тому, что мы сформулируем общие
законы инфологии и сделаем соответствующие реформаторы в образовании
люди смогут ускорить процесс обучения, получать ту информацию,
которая им действительно нужна в том объёме, в каком нуждаются. У
каждого будет столько учителей. И они не будут насаждать насильно
свою точку зрения.
Ян: Инна, давай немного отдохнём.
Инна: Нет, ты только представь, как много мы можем изменить.
Ян: Ты уже изменила. Мысли о тебе не дают мне возможности
сосредоточится на чём-то другом. Я пытаюсь переключится, но не
получается. Видимо ты для меня важней.
Инна: Перестань. Я не для этого сюда пришла.
Ян: А, по-моему, ты просто боишься, что тоже в меня влюбишься.
Инна: Я тебе сказала, прекрати.
Ян: Да, ты боишься, что будешь нуждаться во мне так же сильно, как я
в тебе. Ты боишься потерять ту свободу, которая у тебя сейчас есть.
Но на самом деле ты упускаешь ту свободу, которую даёт любовь.
Инна: Ты говоришь о любви для того, чтобы найти оправдание и
увеличить значимость своих чувств, состоящих из субъективной
информации и уводящих от напряжения возникающего в результате
мышления и осмысления своего предназначения и всего в целом.
Ян: А, по-моему, любовь наоборот дает возможность открывать,
постигать, и осмысливать мир и своё предназначение через того, кого
ты любишь.
Инна: Ты дашь себе только иллюзию всего этого.
Ян: Откуда ты знаешь? Ты когда ни будь, любила.
О приближается к ней вплотную и смотрит прямо в глаза.
Инна: Не знаю. Я боюсь.
Ян: Чего?
Инна: Что это тупик.
Ян: Не бойся. Настоящая дружба и любовь просто соединяет кусочки
единого целого, которое способно сделать больше, чем все эти кусочки
в отдельности. А если бы не было у людей чувств, то не было бы у них
ни желаний, ни стремлений, тогда бы им не хотелось бы двигаться, и
они не испытывали бы потребность быть и что либо делать.
Инна: Обними меня.
Он обнимает ее, она прижимается к его груди и начинает
плакать.
Инна: Крепче, я хочу, чтобы мы были настолько близко, чтобы надоели
друг другу, т.е. освободили себя для того, чтобы думать о вечном.
То есть я…
Ян: Я понимаю тебя почти также как себя, ведь ты – продолжение меня,
а я – это продолжение тебя. Ну, в общем, ты - это я.
Инна: Господи, зачем мы нам?
Она пытается его поцеловать
Ян: Чтобы сделать дистанционное альтернативное образование.
Инна: Ну, ты и гад.
Ян: Знаю. Давай продолжать работу?
Инна: А как же любовь?
Ян: Ты хочешь сказать, что работа не волк, в лес не убежит?
Инна: Дурак ты всё-таки.
Ян: Спасибо, я стараюсь.
Инна: А я тоже дурочка, взяла да и поверила тебе.
Ян: Нет, я действительно тебя люблю.
Она отвернулась от него, а он её приобнял.
Инна: Что-то не очень-то заметно.
Ян: А ты просто смотришь в другую сторону, поэтому и не замечаешь.
Инна: Значит, это я не туда смотрю?
Она повернулась к нему и ударила ладонью в грудь.
Инна: Перестань меня дразнить.
Ян: Почему, ты же меня дразнишь.
Инна: Какой же ты занудный…
Она не договаривает, потому что он нежно целует её в краюшек губ.
Инна расслабляется и на её лице видно наслаждение. Камера снимает,
как руки Яна обнимают её за талию. Он продолжает её целовать, теперь
уже в шею, и на ее лице отражается блаженство. Ян начинает ей
шептать на ушко
Ян: (шёпотом) Инна.
Инна: (эротично) Да.
Ян: Давай делать ДАО
Инна: Какое дао?
Ян: Я же говорил, дистанционное альтернативное образование.
Инна отталкивает Яна.
Инна: Ты что издеваешься?
Ян: Нет. Просто я хотел показать тебе тебя.
Инна: Ну, показал?
Ян: Показал. А ты почувствовала?
Инна: Что я должна была почувствовать?
Ян: То, что чувствовал я, когда мы оставались наедине.
Инна: Ты что мне мстишь?
Ян: Нет, просто, мне не хочется, чтобы мы потом думали, что я хотел,
а ты нет.
Инна: Ты боишься ответственности?
Ян: Нет, не боюсь, но не хочу брать на себя больше, чем смогу
унести.
Инна: Что ты этим хочешь сказать? Хочешь, чтобы я была
ответственной, потому что старше?
Ян: Нет.
Инна: Или тебе просто необходимо ковыряться в моей душе?
Ян: Да, для меня это важно.
Инна: А ты понимаешь, что ты всё портишь? Чего ты хочешь этим
добиться?
Ян: Взаимопонимания.
Инна: А получается наоборот.
Ян: Почему?
Инна: Потому чем больше ты говоришь, тем меньше я тебя понимаю.
Ян: Неужели?
Инна: (ругает) Ты нарочно. Ты надо мной издеваешься. Ты хочешь
показать, что ты прав, а я нет. Ты действительно дурак!
Ян: Зачем ты так?
Инна: Прекрати.
Ян молчит.
Инна: (пауза) Ну что ты молчишь? (пауза) Ну чего ты хотел сказать.
(испугано) Ян.
Ян: Зачем злишься?
Инна: Я не злюсь. (пауза) То есть, я хочу сказать… Прости, я не
хотела. Сама не знаю, что на меня нашло. Просто, когда ты сказал про
ДАО, ты всё испортил.
Ян: Что испортил?
Инна: Этот момент, твой поцелуй.
Ян: (сочувствующе) Понимаю, ты представляла его другим.
Он взял её за руку
Инна: (чуть не плача) Да.
Ян: А каким?
Инна обнимает Яна и страстно целует его в губы.
Явление 6
Дома у Серёги, знакомого Артура.
Серёга: Нет времени, а самое главное никакой перспективы.
Артур: А что нужно сделать, чтобы исправить положение?
Серёга: Нужно сделать так, что бы ваши идеи стали популярными, то
есть дать рекламу.
Ян: Не надо рекламы. Нас могут неправильно понимать, но при этом
пользоваться нашими услугами, потому что это модно. популярно.
Серёга: Был у меня знакомый, доброй души человек, который говорил
так же как вы. Сейчас он в психушке.
Ян: Какая между этим связь?
Серёга: Прямая. У него тоже был сайт. Он работал над ним
самостоятельно без раскрутки, как это сейчас принято говорить, и у
него стали воровать идеи, патентовать их и использовать для
раскрутки своего товара. Потом моего знакомого осудили за то, что он
якобы использовал, точнее крал, чужие идеи. В общем, его запихнули в
психушку. А его начинания так загадили и истолковали, что не хочется
разгребать этот мусор, потому что куда легче начать всё с белого
листа. Наша ситуация аналогична, нужно официально зарегистрироваться
и начать раскручиваться
Артур: А без популяризации ни как нельзя, а то ведь кто-то из
зависти или боязни той правды, которую мы рассказываем, будет
обливать нас грязью. А у нас нет времени на противостояние подобным
вещам?
Серёга: Да, такое часто бывает. Однажды нас обвинили в том, что
из-за идеологии нашего сайта погибла девочка, подросток, покончившая
жизнь самоубийством. Просто нашлись те, кому было не выгодно, чтобы
мы развивались. Кстати, они недавно, ещё имели наглость мне
позвонить и предложить раскрутить вас!
Ян: Но для чего им это?
Серёга: Они сказали, что у нас есть рациональное зерно, которое
можно направить на пользу общества.
Инна: Как хорошо они умеют льстить, когда видят что на нас можно
заработать.
Серёга: Да они, готовы наставить нас на путь истинный и использовать
наши возможности во благо. Правда, не указали, что под благом они
подразумевают улучшение своего материального положения.
Инна: Значит, мы уже имеем достаточно сил, чтобы делать реформы. Как
же мы плохие, у этих консерваторов хлеб забираем. Им теперь самим
придется работать.
Артур: А если не лезть на рожон, и запатентовать нашу науку, как
игру?
Инна: Инфология – реалистичная интеллектуальная игра.
Серёга: Можно попробовать, на это думаю, будет спрос и без
раскрутки. Только нужно конечно сделать интересный веб-дизайн,
вставить флэшки и обменяться банерами с нашими. Надеюсь, что тогда
нас прекратят прижимать.
Инна: Скорее всего, нет. Уж больно сильно мы тянем на себя одеяло.
Скорее всего, с нами чикаться не будут, просто устранят физически
или, скажем, направят в психушку на курс принудительного лечения. Но
лично меня это нисколько не пугает.
Ян: А мне кажется, что если мы сделаем из инфологии игру, то её не
будут воспринимать серьёзно.
Инна: Но если мы не пойдём на хитрость и не будем людям предлагать
сыграть, то её вообще никак воспринимать не будут.
Ян: Почему ты так решила.
Инна: А ты посмотри на нашу посещаемость. Практика показывает, что
людям не интересно работать за какую-то облачную перспективу
развития. А вот, если мы предложим им сыграть, то они возможно
согласятся.
Ян: Я думаю, что со временем посетителей будет больше. Просто нужно
добраться до вдумчивого СМИ, где будет интересна эта тема.
Инна: Нет, Ян. Люди не любят когда их учат какие-то новаторы, им не
нравится инфология, потому что она слишком заумна. Люди любят
развлечения, они любят играть, и нам нужно это учитывать, если мы
хотим, чтобы наши идеи были услышаны.
Ян: Но игра внесёт ещё больше условностей. И увлекаясь её формой,
многие так и не поймут сути инфологии и её значения для
дополнительного альтернативного образования.
Инна: Но если мы не сделаем её общедоступной для понимания, то мы
рискуем, что она вообще дальше нашего сознания никуда не вырвется.
Артур: Я бы не хотел, чтобы все те силы, которые мы тратим в итоге
ушли в пустую.
Ян: Почему в пустую? Мы же получаем удовольствие от работы. Мы же
всё равно меняем мир, просто наше присутствие не так заметно.
Инфология не будет у всех на виду, но тем не мене она всё равно
продолжает менять систему образования.
Инна: Не хочу тебя огорчать Ян, но ты законченный идеалист. В этом
мире начинается движение только, когда люди боятся, что-то потерять,
поэтому чиновники ничего не будут предпринимать, если их не напугает
массовая увлечённость инфологией. А если мы так и будем горсткой, то
всё останется, как прежде. Нам нужны люди и чем больше, тем лучше.
Ян: Ну не знаю, может быть, вы и правы, может быть наш язык
действительно сухой и сложный. Поэтому я согласен на ваше
предложение, но только суть идеи должна сохраниться и чётко
прослеживаться.
Артур: Даже самые глубокие идеи не изменят нашу жизнь, если они не
будут услышаны.
Ян: Да, мне это понятно. Просто я хочу уточнить, что мне кажется,
что не стоит ставить перед собой задачу, популяризировать инфологию.
Лично я перед собой поставил задачу, подключить к решению её проблем
тех, людей которые хорошо разбираются в этой области, а не всех
подряд.
Инна: Я бы согласилась с тобой, если бы ты мне показал специалистов
по инфологии.
Ян: Он есть, но ещё просто об этом не знают, ведь я имел ввиду то,
что нам нужны те, кто разбирается в дистанционном образовании.
Инна: И как же ты собираешься их заразить своими идеями?
Ян: Ну, я бы не стал делать упор на красивый дизайн, анимации и на
то что инфология – это развлечение.
Инна: Но почему нет? Что в этом плохого?
Ян: То, что это попса, иллюзия, матрица. Поэтому буду привлекать
искренностью текстов и неординарностью мышления. А чтобы нас не
прижимали, нужно подстраховаться через вдумчивое СМИ, которое
поможет сделать так, чтобы мы не исчезли бесследно.
Артур: Ты думаешь, что такое еще где-то есть.
Ян: В этом мире нет людей кристально чистых или абсолютно грязных.
Добро будет существовать до тех пор, пока существует зло. И мы
сможем найти единомышленников. Нужно нам самим тоже сделать журнал,
для того, чтобы быстрей находить их.
Серёга: А эти великие продюсеры пускай лапу сосут. Я знаю, как можно
присоединиться к большой семье настоящих журналистов.
Ян: С тобой приятно работать. А насчёт журнала скажу прямо – уже
давно подумывал. Давайте назовём его InterYes. Это будет обозначать
интерес, взаимосогласие и всемирное «Да».
Серёга: Нет, это с тобой приятно работать. Ты знаешь чего хочешь,
умеешь стоять на своём и делать своё. В общем ты – личность.
Инна: Очень хочется, надеется, что бы наши посетители тоже поняли
это. А то посещаемость у нас …
Явление 7
Прошло несколько месяцев. Ян сидит в своей комнате и сосредоточенно
работает за компьютером. Перед ним лежат самоучители по работе над
сайтами и тексты. Входит Инна.
Инна: Ну, что получается?
Ян: Да, но не совсем так хорошо, как бы мог сделать Серёга.
Инна: Жаль, конечно, что он уехал в Германию. Он настоящий
компьютерщик.
Ян: Да и человек он хороший, с ним интересно было.
Инна: Да, ты легко с ним нашёл общий язык. А вот, Артура что-то не
видно. Он же должен был сегодня прийти.
Ян: Да, он говорил, но не пришёл.
Инна: В последнее время он всё чаще и чаще стал так поступать.
Ян: Да, видимо, после того, как он понял, что придётся так сложно, у
него пропал интерес.
Инна: Жаль, а мне казалось, что он хочет работать над инфологией.
Ян: Ну, ничего. Может, он нашёл что-то более подходящее для себя.
Жаль только, что сам себе он не может признаться, что в журнале он
числится только формально. Всё обещает принести статьи, подаёт
ложные надежды.
Инна: Да уж. Не удалось нам сделать InterYes таким, как мы хотели.
Ян: Ну, ничего. Зато благодаря нему мы познакомились с интересными
журналистами. К тому же теперь у нас есть хоть немножечко опыта в
журналистике.
Инна: Да. Ты прав.
Она подходит сзади к Яну, который сидит на стуле и обнимает его.
Инна: И честно говоря, я решила, что больше не буду писать в наш
журнал.
Ян: Почему?
Инна: Я чувствую, что это не для меня.
Ян: Значит, кердык InterYes. Ну и ладно. Значит, теперь будет больше
времени для инфологии. А где о ней рассказать мы найдём. Вообще, я
очень рад, что ты наконец-то мне сказала, что не будешь писать для
журнала, потому что нести одному этот груз было не только тяжело и
необременительно, но и как-то совестно.
Инна: Почему?
Ян: Но потому что, ощущал что вру, когда говорил мы, да мы. А на
самом деле мы – это никто, так – попытка защититься от власти.
Инна: Но зато над инфологией мы работаем вместе. И всё у нас
получится.
Ян: Спасибо, конечно, за надежду, но мне вспоминаются слова Цоя:
«Все говорят, что мы вместе, но не многие знают в каком».
Инна отходит от Яна.
Инна: Но это ты зря. Даже если мы останемся совсем одни, то найдём
выход. У тебя есть талант, мы будем работать и рано или поздно
добьёмся признания, как говорится, если долго мучится, что-нибудь
получится.
Ян встает и идёт за стулом
Ян: Очень рад слышать, что ты так хочешь работать. Садись, и давай
вместе подумаем, как нам лучше систематизировать информацию.
Инна: Я бы с радостью, но мне скоро уходить на занятия, а я ещё не
подготовилась.
Ян: Вот, я про это и говорю, что на словах мы все вместе, а как дело
доходит до настоящей работы, то вдруг у всех находится какие-то
дела.
Инна: Ты что же предлагаешь мне не ходить на уроки.
Ян: Нет, я уже не раз говорил тебе, что если достаточно сильно
хочешь заниматься инфолологией, то тебе нужно уволится.
Инна: Я уволюсь, но не сейчас, нужно довести до конца учебного года.
Ян: Но почему? Если ты останешься, то это что-то поменяет в системе
образования? Или ты считаешь, что в нашем колледже нет более опытных
педагогов, которые могли бы тебя заменить?
Инна: Нет, просто я не могу оставить своих учеников.
Ян: Почему? Ты думаешь, ты им так нужна? Да они же тебя в грязь в
утаптывают. Собственно говоря, как и отношения нашего государства к
учителям. Если хочешь, то можешь продолжать делать из себя героиню,
и продолжать терпеть эти унижения, которые вряд ли что-то изменят. А
можешь уволится и работать с самоотдачей над ДАО.
Инна: Да пойми ты, так не поступают. Нельзя бросать детей по среди
года.
Ян: Да, конечно, куда лучше продолжать пытаться обучать при
отсутствии достаточного опыта и дисциплины.
Инна: (обиженно) Если ты пытался оскорбить меня, то у тебя это
прекрасно вышло.
Ян: Нет, просто мне интересно узнать твою мотивацию.
Инна: (раздражённо) Порой я тебя просто не понимаю.
Ян: Да, от переизбытка эмоций, люди не всегда могут правильно
анализировать информацию.
Инна: Опять ты начинаешь.
Ян: А я и не прекращал быть искренним. Моя речь – это попытала
отразить свои мысли.
Инна: А ты не боишься, что ты меня просто достанешь и я уйду?
Ян: Лучше быть одному, чем каждый раз надевать на себя маски.
Инна: (чуть не плача) Значит, ты хочешь, чтобы я ушла?
Ян: Нет.
Инна: Прекрати надо мной издеваться. Или ноги моей здесь больше не
будет.
Инна со слезами на глазах выбегает из комнаты. Ян садится за стол и
снова пытается сосредоточится на работе, но к нему заходит его мама.
Варвара: Ян, почему ты обижаешь Инну?
Ян: Я просто хотел помочь ей найти мотивацию.
Варвара: А теперь это так называется? Ты хочешь довести её до
истерики, как и меня?
Ян: Нет.
В комнату входит Инна. Она вытирает слёзы.
Инна: Ты просто эгоист и всегда стараешься доказать, что ты прав, а
другие нет.
Варвара: На самом деле ты делаешь только то, что хочешь и не
учитываешь интересы других людей.
Ян: Наверное, в вашем восприятии я кажусь злодеем. Это следствие
неправильной интерпретации моих слов.
Инна: Ну вот, опять ты пытаешься сделать из нас дур. Один только ты
такой умный, хороший, такой весь правильный.
Ян: Вовсе нет. И если вы успокоитесь, то я постараюсь объяснить,
почему я делаю, то что делаю.
Инна: Не надо мне и так понятно, что ты хочешь сказать.
Варвара: Нет, давай послушаем, какое у него оправдание.
Ян: Спасибо мам, Надеюсь, что вы дослушаете меня до конца и не
будите перебивать, потому что говорить я буду, потому что мне
хочется избежать недопонимания между нами. Ведь большинство наших
проблем создаются в наших головах, мы не всегда можем управлять
своими чувствами и эмоциями, и не всегда понимаем друг друга. Порой
мы просто не можем правильно проанализировать информацию и поэтому
реагируем на неё алогично.
Инна: Короче, ты хочешь сказать, что вся беда в том, что мы не
понимаем тебя.
Ян: Я хочу сказать, что порой мы, думаем о других хуже, чем они есть
на самом деле из-за того, что они не такие как мы. Но стоит нам
только прекратить давать волю своим установкам и предрассудкам, как
мы понимаем, что вместо того чтобы ссорится лучше искать единомыслия
в общих интересах и увлечениях, и уже отталкиваясь от них, строить
дальнейшие взаимоотношения.
Варвара: Но ведь жизнь состоит не только из общих интересных дел.
Приходится делать ещё и то, что тебе не хочется.
Ян: Да, согласен, человеку приходится заниматься не только любимым
делом, но и тем, что позволяет делать это. Просто большинство людей
всё освобождают время для любимого дела, готовятся, готовятся к
чему-то… а потом, оглядываются, а жизнь-то уже прошла.
Инна: (раздражённо) Я понимаю, ты намекаешь на то, что я должна
бросить работу, перестать ходить на выставки и в театры. И вместо
этого сидеть и весь день заниматься с тобой инфологией.
Ян: Нет. Я не хочу, что бы ты лишала себя удовольствия. Просто мне
не понравилось, то что вы с Артуром стали инфофологами, но не
выполняете своих обязательств перед инфами. Мне не нравится, что вы
на себя берёте больше, чем можете сделать.
Инна: Я чисто физически не успеваю делать всё сразу.
Ян: Я про это и говорю. Если ты хочешь работать над ДАО с
самоотдачей, то тебе нужно пожертвовать временем, которое ты отдаёшь
чему-то ещё. А кормить меня завтраками не нужно, если ты даёшь
обещания, то выполняй.
Варвара: Можно подумать, что ты всегда выполнял свои обещания.
По-моему ты слишком много требуешь от Инны.
Ян: Отвечать за свои слова это действительно трудно…
Инна: (перебивает) Какой же ты жестокий, постоянно ковыряешься в
чужой душе. Хочешь, чтобы всё получалось только так, как ты
запланировал. А на то, что чувствуют другие тебе просто плевать. Я
не могу больше с тобой, ты не прощаешь ошибок и потом всё сверлишь,
сверлишь, ковыряешься в чужих ранах. Живёшь в своём мире инфологии,
где всё должно быть правильно. А настоящая жизнь – она другая.
Неужели ты до сих пор не понял этого?
Ян: Но вообще-то сверлю и ковыряю раны не я, а совесть. Если ты с
ней найдёшь общий язык, то и со мной тебе будет хорошо.
Инна: (чуть не плачет) Ты просто глупый идиот, с каменным сердцем.
Варвара: Инна не принимай так близко к сердцу, у него просто такой
возраст, вот из него и лезет инфология всякая. Ты не переживай, это
пройдёт.
Ян: Нет, мам, это не пройдёт, я такой уже давно, и не собираюсь
прогибаться под этот мир.
Инна: Но и оставайся один, моралист узколобый. И живи со своей
инфологией. Можешь даже жениться на ней.
Инна не может сдержать слёз и выбегает за дверь. Мама Яна кидается
за ней. Он берёт свои записи, рвёт и кидает их, потом садится на
диван, закрывает руками уши и начинает раскачиваться.
Явление 8
Ян шатается по Москве, курит, пьёт, деградирует, смотрит телек,
играет на компьютере, ругается с родителями, мол, чего вы ко мне
привязались, я зарабатываю столько, что могу себе это позволить. Я
вырос, поумнел и перестал смотреть на жизнь по-детски восторженно. Я
свободен, так что отстаньте от меня, как хочу, так и живу.
Явление 9
Ян дежурит вместе с Володей.
Володя: Так, чего-то я не совсем понял, почему ты отступил?
Ян: Потому что не видел смысла продолжать. Как только кто-нибудь
узнавал меня ближе, то почему-то переставали общаться. Вот, я и
пришёл к выводу, что виной тому инфология. Видимо она не кому не
нужна.
Володя: Ну, это в тебе говорят чувства, а не логика. Можно подумать,
что так много людей знает о твоей программе ДАО.
Ян: Володь, за всё время, которое я на неё потратил, я не нашёл ни
одного единомышленника, который бы стал со мной самоотверженно
работать.
Володя: И в чём тут логика?
Ян: А логика в том, что я не вижу смысла зачем человечеству вообще
быть, зачем развиваться. Я не знаю, для чего мы вообще родились и
больше не хочу вмешиваться в эту систему, потому что приношу больше
боли и непонимания чем пользы, потому что я устал бороться против
неё. Пусть всё будет так, как должно быть. А я буду продолжать жить
для себя, тихо, никому не мешая.
Володя: Но почему?
Ян: Потому что мне надоело, что меня воспринимают острым, копающимся
своими грязными руками в чужих душах, в вечных вопросах мироздания.
Лучше оставаться таким же, как все, не выделяться и теперь со мной
снова не боятся общаться.
Володя: Ну и что, много ты получаешь удовольствия от этого
поверхностного общения?
Ян: А недостаток я могу залить пивом.
Володя: Я серьёзно.
Ян: А если серьёзно то, мне надоело, что мне все указывали на то,
что я не прав, но никто не говорил, как сделать ДАО лучше.
Володя: И из-за такой ерунды ты бросил свою работу?
Ян: Ну, выходит, что так.
Володя: И что ты так и планируешь оставаться таким же как все?
Ян: Не знаю, может быть, я и есть такой же, как все.
Володя: Если бы ты был так, то ты бы не стал бы изгоем, и тебе бы не
пришлось противостоять миру, как это в своё время делал Коперник, и
большинство других непризнанных талантливых людей, которые открывали
что-то новое, противоречащее убеждением большинства.
Ян: А может быть, я отношусь к тем, кто заблуждается, а они на самом
деле правы.
Володя: И ты в это веришь? Ну, хорошо, даже если допустить, что те
кто не занимался исследованиями в области образования, всё понимают
лучше тебя, то всё равно твоя работа необходима, потому что ты
выдвигаешь гипотезы, которые должны быть подтверждены или
опровергнуты. Рано или поздно для реформы в образовании придется
столкнуться с этими вопросами.
Ян: Ну, может быть ты и прав. Может это действительно нужно, но
тогда почему никто не хочет работать вместе со мной?
Володя: А ты разве не замечал, что люди живут другими интересами и
ценностями. Они не привыкли мыслить и действовать самостоятельно. А
ты предлагаешь такую свободу в выборе работы, что люди теряются
перед столь огромным выбором, они не привыкли к тому, что обучение –
это не для оценок, а для развития. К тому же у всех своих проблем
полно, им не до образования, нужно свой быт обустраивать.
Ян: Володь, ты не представляешь на сколько для меня важно было
услышать, твой взгляд со стороны. Жаль, что таких, как ты так мало.
Володя: Ладно, брось ты этот ненужный трёп и, наконец, займись своей
работой.
Ян: Бузелна.
Он отдаёт своему напарнику честь (Титры № 5).
Ян на работе что-то записал. Пришла смена, и он поехал домой. В
троллейбусе он снова что-то записал (Титры №5).
Когда он сидел и набирал тексты на компьютере, то вошла его мама.
Варвара: Ты физкультурой занимался?
Ян: Нет, сейчас буду.
Он включил музыку, стал делать упражнения. Остановился и что-то
записал (Титры №5).
Потом он снова сидел и набирал тексты, и снова вошла его мама.
Варвара: Сходи на рынок?
Ян: Хорошо. По дороге на рынок он снова остановился и записал.
Принёс продукты, разложил и снова записал. (Титры № 6)
Титры
№ 1
IDEAfilm
( главные роли)
В фильме
Неформальная работа
№ 2
В ролях:
Оператор: Гефенидер Игорь
Автор сценария и режиссёр: Панфилов Илья
№ 3
Часть 1
На серой стороне
№ 4
Часть 2
Пора узнать больше
№ 5
Неформальная работа
Над фильмом работали:
№6
IDEAfilm
2005 год
<<< Перейти в
начало раздела <<<
|